Путь к духовному пробуждению
Должно быть нечто большее, чем просто это…
Нет сомнения в том, что милость духовного учителя – это активный принцип духовной жизни. Но его милость проявляется главным образом в форме его наставлений. Есть процесс преданного служения, который позволяет постепенно отвлечь ум человека от всего внешнего, иллюзорного и научить его всегда думать о Кришне. И милость гуру состоит в том, что он учит этому процессу. Как наставлениями своими, проповедью и личным примером собственной практики. Определение ачарьи состоит в том, что это тот, кто знает шастры и учит этим шастрам личным примером. Кто-то может подумать: ну я могу всему научиться из книги…
Нет сомнения в том, что милость духовного учителя – это активный принцип духовной жизни. Но его милость проявляется главным образом в форме его наставлений. Есть процесс преданного служения, который позволяет постепенно отвлечь ум человека от всего внешнего, иллюзорного и научить его всегда думать о Кришне. И милость гуру состоит в том, что он учит этому процессу. Как наставлениями своими, проповедью и личным примером собственной практики. Определение ачарьи состоит в том, что это тот, кто знает шастры и учит этим шастрам личным примером. Кто-то может подумать: ну я могу всему научиться из книги: «Научи себя бхакти: как стать чистым преданным за 30 дней».
Но как Шрила Прабхупада пишет в одном предложении, в первой строке в предыдущем комментарии, он обобщает там очень много важных наставлений. Законы природы неисповедимы. Это очень важное утверждение. Законы природы могут действовать на нас и мы можем даже не осознавать этого. Вот почему мы можем думать, что мы очень продвинуты, но в действительности, мы не продвинуты. Мы можем даже не осознавать, что майя воздействует на нас. Поэтому и дается процесс преданного служения. Но даже если мы следуем всем этим правилам и ограничениям, мы можем не сделать серьезного продвижения. Потому что продвижение в преданном служении зависит от отношения совершающего. Так что если в нашем подходе к преданному служению существуют изъяны, мы можем следовать всем правилам совершенно, мы можем недалеко продвинуться в преданном служении.
Чайтанья Махапрабху упоминает о некоторых распространенных препятствиях на пути преданного служения. Он сказал о неправильном поведении, о дипломатичности, то есть лицемерии, о зависти к другим живым существам, и в частности последние три, это лабха пуджа и пратиштха, они неоднократно упоминаются как распространенные ловушки, которые удерживают нас.
Желание богатства, желание почета и желание высокого положения. Все это сорняки, которые душат росток преданного служения. Так что гуру также необходим, чтобы вести нас по нашему пути. Он помогает нам развить правильное отношение. Если у нас есть какие-то тонкие неверные представления, он это замечает и пытается исправить.
Конечно, милость духовного учителя является активным принципом духовной жизни. И Шрила Прабхупада, да, он делал такие заявления: если вы просто держитесь за краешек моего дхоти, я вас отведу обратно к Богу. Но мы должны понять именно что это значит. Это высказывание приписывается Шриле Прабхупаде. Что это значит? Очевидно, что это не буквальное утверждение. Если вы пытаетесь буквально, если вы схватите его за дхоти, не думаю, что он будет доволен, даже если вы хоть секунду подержите так. Даже если у вас есть одежда, которую носил Прабхупада, даже если вы схватитесь за нее и будете держаться за нее и будете держаться за нее, в этом утверждении не это имеется ввиду. Значит ли это, что мы должны кричать во всю глотку «Джай Шрила Прабхупад!»? Это очень хорошо, но должно быть нечто большее, чем просто это. Иначе мы становимся жертвой одного из неверных представлений, которое характеризует христианство. Существует такая теологическая ошибка в христианстве, где говорится, что если вы просто уверуете в Иисуса, Иисус вас спасет. Вы должны говорить, есть такая как бы формула или мантра: я верю, что Иисус мой господин и спаситель. Вы должны просто сказать это – и вы спасены. Вы должны просто уверовать в это. То есть вы должны принять Иисуса в свое сердце. Все это очень туманно. Что значит принять Иисуса в свое сердце?
Однажды на утренней прогулке, когда Шрила Прабхупада гулял с учениками, он занял положение такого представителя дьявола – пурва-пакша. И он бросил вызов своим ученикам, которые рядом с ним шли. Он сказал: «А что плохого в христианстве?» И разные преданные приводили разные аргументы. Шрила Прабхупада все эти аргументы опроверг. Но затем один ученик Шрилы Прабхупады сделал утверждение, которое Шрила Прабхупада принял. Это преданный сказал: ну если вы объявляете себя последователем Иисуса, почему бы вам не следовать его наставлениям? И Шрила Прабхупада сказал: да, именно это важно, это я хотел сказать. Точно также, если мы просто говорим «Джай Шрила Прабхупада!» и думаем: ну, Прабхупада очень милостив, и все что я делаю – неважно, потому что Прабхупада меня спасет. Тогда мы в таком же положении как эти христиане, которые не питают истинных религиозных принципов или не взращивают любви к Богу, потому что это основано на этой ошибке, которая позволяет нам делать всякие гадости и думать, что мы спасены.
Как определить кто садху-притворщик, кто нет? Притворщики: Сай баба и другие, они все говорят: просто помните обо мне и все будет хорошо.
Но истинный садху дает наставления людям, чтобы они обретали безгрешие и прогрессировали, продвигались на пути сознания Бога или к сознанию Бога.
Шрила Прабхупада в своих письмах к своим ученикам энное количество раз повторяет: вставайте рано утром, повторяйте 16 кругов, повторяйте мангала-арати и так далее. Если мы изобретаем такую философию, что милость гуру и все, больше ничего не требуется… На самом деле нужно следовать наставлениям, тогда мы обретаем милость. Если мы серьезно им следуем, тогда все наши недостатки будут сведены по его милости на нет. Но мы должны делать то, что он говорит. В другой беседе Шрила Прабхупада говорит, что если человек не следует наставлениям Кришны, то Кришна ему не сможет помочь.
Е. С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Продвинутые преданные тоже следуют строго»