Если я получил Кришну от Шрилы Прабхупады, то я должен принимать наставления из ИСККОН

Вопрос: Иногда мы встречаемся с вайшнавами, которые практикуют служение Господу вне ИСККОН – либо они ушли когда-то, либо никогда там не были, – но так или иначе это вайшнавы, мы понимаем по общению. Как относиться к такой Кришна-катхе и к наставлениям?

Ответ Е.С. Бхакти Вигьяны Госвами: Мне недавно задали такой вопрос, такой вопрос периодически задают. Мой ответ однозначный на это. Мы все, что знаем о сознании Кришны, о духовной практике, о духовном мире, о самом себе, о йоге, получили от Шрилы Прабхупады и благодаря Шриле Прабхупаде. И если человек хочет следовать Шриле Прабхупаде, он будет в ИСККОН. Потому что когда Шриле Прабхупаде говорили: „Я Вас люблю, но я ИСККОН не люблю”, Шрила Прабхупада говорил: „Нет разницы между между мной и ИСККОНом”.

Потому что что такое ИСККОН? Некоторые ругают ИСККОН, я часто слышу это, мне по роду своей деятельности приходится очень много таких вещей слышать. Мне все время приходится выслушивать апарадхи в адрес ИСККОН. ИСККОН – это идея, идея любви к Богу. Шрила Прабхупада создал это общество для того, чтобы помочь нам полюбить Бога, и если я ругаю ИСККОН, я ругаю эту идею. Реализация этой идеи может быть разной, так или иначе, но любая организация – это прежде всего идея, ради которой она создается.

Шрила Прабхупада создал ИСККОН для того, чтобы помочь людям обрести любовь к Богу, и он заложил в основе его определенные принципы, реализация которых помогает ее обрести. Один из этих принципов – подчинение авторитету или подчинение преемственности смирения, служения. ИСККОН – удивительная организация в том смысле, что здесь нету главных в каком-то смысле, здесь все слуги. Как правило, если человек не является непосредственно членом ИСККОНа и он при этом на коне и проповедует и еще что-то такое, это значит, что у него нет элементарной способности принять чей-то чужой авторитет, послушаться кого-то, следовать кому-то.

Один из самых фундаментальных принципов жизни вайшнава – это принцип анугати: у меня всегда должен быть кто-то, кого я слушаю. Если я хочу достичь успеха в духовной жизни, я должен принимать чье-то руководство и за кем-то идти и выполнять чьи-то приказания. Здесь Шрила Прабхупада, в этом комментарии, об этом говорит: «Я должен стать слугой слуги слуги». Если человек не может этого делать, то есть некая фундаментальная проблема, изъян. Как есть, например, ритвики – замечательная философия. Они очень любят Шрилу Прабхупаду по одной причине. Эту причину русский писатель Леонид Андреев определил. Он говорит, что есть люди, которые любят духовного учителя, особенно когда он мертвый становится. Мертвый духовный учитель ну просто такой хороший сразу становится! Потому что ну что там — с мертвым легче как-то разобраться…

Люди, которые не принимают ИСККОН, мы должны их уважать, если они вайшнавы, безусловно, но при этом мы должны понимать, что в их катхе всегда будет какой-то… Не обязательно, нельзя так говорить, но так или иначе, если мы хотим следовать Шриле Прабхупаде, если мы хотим верность Шриле Прабхупаде проявить, то тогда надо принимать наставления от тех, кто Шриле Прабхупаде по-настоящему следует.

У Шиварамы Махараджа в этом году было удивительное послание на Вьяса-пуджу Шриле Прабхупаде. Была опубликована интересная книга, воспоминания о Шриле Прабхупаде каких-то его друзей, знакомых, людей, которые встречались с ним, людей из Гаудия-матха. И он говорит, что некоторые люди прочли и подумали, что, оказывается, вот он какой, Шрила Прабхупада! Что мы не знали его! Он говорит: „Я хочу одну вещь сказать: что по-настоящему знают Шрилу Прабхупаду те, кто ему следуют, те, кто ему служат, те, кто выполняют его миссию. Они понимают его волю. Все остальное просто сентиментальность”.

Если я хочу служить Шриле Прабхупаде, я должен следовать ему — значит служить ИСККОНу. Поэтому, если мы хотим так или иначе реализовать что-то, что нам говорит Шрила Прабхупада, если мы верим ему, если мы получили Кришну от него, то я должен принимать наставления отсюда, из ИСККОН. Все остальное — от лукавого.