Что такое настоящая вайшнавская дружба?

Утверждение о том что если у нас нет друзей, — мы должны сами стать другом, я слышал от Его Святейшества Шрилы Радханатхи Свами.

Находясь в обществе преданных мы часто слышим о необходимости Садху-санги и о важности дружбы в Сознании Кришны. Но, иногда в следствии различных дурных Самскар, и прошлых «ожогов» во взаимоотношениях, чтобы не «обжечься» в очередной тысячный раз, начинающие преданные (и даже те что постарше), предпочитают разменивать ответственность дружбы, на пассивные, приятельские взаимоотношения. Удобные, приятельские отношения не предполагают глубоких человеческих отношений, заведомо исключая серьезные взаимные обязательства или ответственность. Как следствие, мы страдаем от другого вида душевных «ожогов» — от чувства одиночества, разочарования и отчужденности.

Иногда мы хотим дружбы «с быстрой доставкой на дом». Наивно ждать дружбы, ничего для нее не делая. Бывает младшие преданные обращаются к преданным постарше: «Я хочу вашего руководства, я хочу с вами дружить». В ответ преданные говорят: «Хорошо, приезжай ко мне иногда, будем видится, будем обсуждать Шастру, будем петь Киртан, будем общаться». Но слыша подобное, люди не всегда готовы выйти из зоны своего комфорта, прилагая осознанные усилия чтобы создать прочный фундамент для будущего дома дружбы. Им хочется скоропостижной дружбы которая сама постучится им в дверь. Но мудрые люди говорят что дружба подобна реке которая в начале у своих истоков, течет медленно, обходя разного рода препятствия, но затем по мере течения, растет все больше и больше набирая силу, и в конце концов впадая в большой океан.

Даже с обычной мирской точки зрения дружба это: личные взаимоотношения между людьми основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах, и увлечениях. Говорится что настоящие друзья — как звёзды на небе. Даже когда их не видно, ты точно знаешь, что они где-то здесь.

Дружба с точки зрения Бхакти предполагает жертвенность и бескорыстное служение.

В Шастрах сказано: «Тот кто сопровождает нас во время праздников, во время страданий, в засуху, во время национальных бедствий, в суде, и в конце последнего пути в крематорий, является истинным настоящим другом».

Подобные утверждения Шастр, должны служить нам в качестве руководства к действию. Это не просто эталон по которому мы должны оценивать истинность своих друзей, и их отношение к нашему «высокопревосходительству»… Это мы должны сопровождать, мы должны защищать, мы должны за них молится, мы должны служить, давать дары, принимать дары, приглашать в гости, угощать Прасадом, с благодарностью принимать от преданных Прасад, открывать сердце и слушать сокровенное в форме откровений преданных и их Кришна-катхи. Тогда по крайней мере с несколькими или даже с одним человеком отвечающим нам дружеской взаимностью, но мы будем чувствовать полноту человеческих отношений.

Не обязательно, чтобы у нас было много отношений, но как минимум с одним человеком у нас должны быть глубокие отношения, потому что потребность есть у всех, даже у одиночек. Если вы чувствуете тягу к какому-то человеку, надо стараться строить эти отношения. Естественно не на Праджалпе. Праджалпа – это не отношения. Праджалпа – это просто приятное времяпрепровождение. Приятное времяпрепровождение разрушает отношения. Помимо того, что оно разрушает нашу духовную жизнь – это не дружба, это не отношения, это просто какая-то имитация, некая внешняя форма. (Госвами Махараджа -Вебдаршан для представителей студии БВГ)

Аристотель считал, что друзья есть то благо, которым в числе прочих должен обладать счастливый человек, целью дружбы он видел взаимное совершенствование в добродетели.

В контексте Сознания Кришны, дружба приводящая к совершенствование в добродетели, отличающаяся от той что построена просто на Праджалпе, будет соответствовать истине описанной Шрилой Бхактивинодой Тхакуром в восьмой главе Джаива Дхармы:

«Духовное общение означает совместное проведение времени, направленное на духовное развитие, обсуждение тем, касающихся духовных истин, взаимная помощь и обоюдное служение, которое призвано пробудить духовные чувства».

Ваш слуга Радха Говинда Даса