Чистые преданные. Носители и переносчики бхакти

Как же все таки преданный, если он преданный, тем более там написана ужасная вещь – он чистым преданным служением занимается и при этом он ещё и умудряется греховные поступки какие-то совершать [речь о стихе 9.30 Бхагавад-Гиты]?

Здесь важен какой момент? Под чистым преданным служением имеется ввиду, что он приходит в движение, где люди занимаются чистым преданным служением, но это не является его собственной ценностью, т.е. занят преданным служением, но это не является его собственной осознанной позицией ещё, это как раз религиозный уровень ещё. Когда Шрилу Прабхупаду спросили: «Сколько чистых преданных в нашем обществе?», он спросил: «А сколько вообще людей у нас?» Ему сказали: «Пятьсот» и [он ответил]: «О, у нас пятьсот чистых преданных». Понятно, что там среди пятиста чистых преданных были люди, которые там… хиппи, которые три дня назад пришли, их побрили, вложили гулаб джамун в рот, человек чувствует какой-то экстаз и что-то делает и он уже чистый преданный, понимаете? Он, действительно, чистый преданный, потому что находится под влиянием чистой энергии, но это еще не его чистая преданность, это чистая преданность Шрилы Прабхупады только пока.
Как вот есть понятие… если взять аналогию с болезнью, то есть понятие носитель болезни, а есть — переносчик. Инфекция на человеке сидит, она не внутри, она на нем сидит, он переносчик. Вот также есть носители Сознания Кришны, а есть переносчики.

Допустим, человек вышел на Санкиртану, он еще не чистый преданный, но у него в руках книга Шрилы Прабхупады, он — переносчик Сознания Кришны. Другой человек может заразиться Сознанием Кришны как от носителя, так и от переносчика, разницы никакой нет. Как сравнивается в Шримад Бхагаватам, Шрила Прабхупада в комментариях приводит частый пример как лес горит, бамбуковый лес: огонь перекидывается на другое дерево через…, т.е. это дерево не загорается, а через него которое, оно загорается, понимаете? Потому что ветер так вот пламя перебрасывает. Вот точно также человек может быть, допустим, преданным, он просто читает книги Шрилы Прабхупады, но преданным не становится, а тот, кому он дал эту книгу преданным становится, я имею ввиду внутри, носителем Сознания Кришны.

У меня был пример такой, он очень яркий, на всю жизнь мне запомнился. Когда ещё до того как я ушел в храм, работал и я общался с преподавателями, один из моих друзей был такой имперсоналист, майявади, и у него был сосед. А этому своему приятелю — имперсоналисту я распространил Шримад Бхагаватам. Он так почитал Шримад Бхагаватам, цинично немножко: «Ну, понятно там, как бы, служение… это всё нас не интересует и т.д.», но его Шримад Бхагаватам зацепил своим масштабом, потому что видно, что это масштабная книга, т.е. это санскрит, это древняя вещь, это явно что-то такое очень весомое, хотя он это не принял, но масштаб оценил. И вот, когда вечерком, в очередной раз сосед пришел к нему там выпить…

Понятно – умные люди, они все занимаются тем же, чем и глупые занимаются, в принципе, одно и то же. Зашел значит к нему глупый сосед, к этому умному преподавателю, заняться общим глупым делом. Они, значит, поставили там выпивку, вот сидят и этот умный говорит глупому: «А ты знаешь, у меня такая книга есть, вообще такая – Шримад Бхагаватам, древняя книга». Ну а люди, они когда получают определенный допинг какой-то, они расслабляются, у них вот это материалистическое напряжение уходит, они начинают сердца открывать друг другу по-своему и вот он ему рассказал: «Вот такая книга, всё там всё так написано, я, правда, в это не верю, но это очень круто — тебе, наверное, будет интересно, потому что ты глупый, т.е. не такой умный, как я», ну тот говорит: «Ну давай я почитаю». Он ему дал весь Шримад Бхагаватам, они расстались.

На следующий день у этого соседа был выходной, он протрезвел к утру, у него на столе книга лежит – делать нечего больше, начал её читать. И там как раз Шрила Прабхупада… открыл на месте, где Шрила Прабхупада писал о страданиях, об интоксикациях… Человек лежит после интоксикации в состоянии страдания, читает Шримад Бхагаватам, представляете какое сочетание? И вот он читал, читал, читал, целый день читал Шримад Бхагаватам, к вечеру он стал преданным. И через неделю он уже поселился в храме, начал книги распространять.

А этот, который был умный, который дал ему книги, он сейчас вообще гниёт, практически, даже и не работает, он, как человек, опустился вообще. Вот видите, да, как это бывает? Поэтому момент такой, что если человек является переносчиком Сознания Кришны, то его положение непрочно, но если он остается, не уходит, он становится праведником и перестает совершать свои греховные поступки, т.е. принимает ответственность в Сознании Кришны, становится учеником и тогда у него все хорошо. Но этот стих в особенности описывает именно религиозную платформу Сознания Кришны, ещё не платформу носителя Сознания Кришны, потому что это несовместимо с безнравственностью.

Е. С. Бхактиведанта Садху Свами
Лекция по Бхагавад-Гите, г. Железногорск, 21-22 июля 2011 г.