Путь к духовному пробуждению
Чистому преданному все равно, как строить дорогу: физически или мысленно
Пару лет назад я был разбит очень тяжелой болезнью. Я лежал на больничной кровати и наблюдал, как падает снег. Спустя долгое время наступила весна и украсила деревья прелестными цветами. Все это время я не мог заниматься своей севой (служением), и это огорчало меня. Я никогда не забуду тот день, когда один из моих посетителей принес мне особый отрывок из книги моего духовного учителя. В нем описывалось, как однажды преданный, услышав, что Его Господь решил пойти во Вриндаван, построил для Него украшенную цветами дорогу, а вдоль нее устроил прохладные озера – и все это он сделал в уме.
Шрила Прабхупада объяснял в комментарии: «Чистому преданному все равно, как строить дорогу: физически или мысленно. Для него это одно и то же, поскольку Верховная Личность Бога, Джанардана, — бхава-грахи. Другими словами, Он принимает во внимание только умонастроение преданного. Для Господа нет разницы между дорогой из настоящих самоцветов и самоцветов воображаемых. Ум — тоже материя, хотя и тонкая … Преданный же может задействовать в служении
Господу как грубую материю, так и тонкую» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 1.161, комм.).
Эти строки помогли мне вернуться в мир севы: из них я узнал, что если не можешь поклоняться физически — можешь служить в уме, и это будет столь же хорошо. Проблема была решена: по-прежнему оставаясь прикованным к больничной кровати, я начал строить храмы, выступать перед толпами воодушевленным слушателей, посещать Вриндаван, петь и танцевать в храмах. Даже теперь иногда я организую в уме киртаны с 500 000 участников и больше. Почему бы и нет?
Е.С. Шачинандана Свами