Путь к духовному пробуждению
Без предания нет любви
Мы стремимся и рассчитываем вернуться в духовный мир за одну жизнь, уже в этой жизни. Это трудная задача, поскольку мы заперты в этом материальном мире, находимся в его атмосфере. И что же удерживает нас здесь? Только одно — желание чувственных наслаждений. Мы культивировали в себе желание чувственных удовольствий с незапамятных времен. У нас было очень много материальных желаний и амбиций, желаний наслаждаться в этом материальном мире. И поэтому, спустя миллионы жизней пребывания в одном сознании, когда мы пытаемся резко поменять это сознание, отказаться от всех материальных желаний, то это не лёгкая задача. Это тоже очень серьёзная амбиция. Но это возможно осуществить по милости гуру и Кришны. Нет ничего невозможного для Кришны. Кришна очень милостив. Как обрести милость Кришны? Есть предложения? Кто-нибудь может что-то предложить?
(Преданные из зала: йасйа прасадад.)
йасйа прасадад бхагават-прасадо
йасйапрасадан на гатих̣ куто’пи (Шри Шри Гурв-аштака, 8)
По милости духовного учителя, по милости или удовлетворив духовного учителя (прасад может быть и как удовлетворение), человек обретёт его милость и таким образом обретёт милость Кришны. А как нам тогда обрести милость гуру?
(Преданные из зала: следовать его наставлениям.)
Следовать его наставлениям. Верно. Поскольку наставления истинного духовного учителя не отличаются от наставлений Кришны. Поэтому у нас есть трое: гуру, садху и шастры.
Иногда мы можем услышать разговоры, даже среди преданных, о необходимости следовать своему сердцу. Или: «Слушай сердце» или «Следуй позывам своего сердца». Вы слышали такие подобные рекомендации? Кажется, что это правильно, не так ли? Единственная проблема заключается в том, что наше сердце наполнено желаниями чувственных удовольствий, именно поэтому мы должны следовать гуру. В этом материальном мире мы уже многие миллионы лет следуем своему сердцу. Как, например, кабель, привлечённый половыми органами самки, бегает за ней. Но вы можете сказать: «Но в моём-то сердце нет подобных желаний, я же хороший человек, моё сердце чисто». Но тогда вам и гуру не нужен. Тогда такой человек может стать альтруистом, филантропом. Может стать хорошим политиком. А вообще, бывают ли хорошие политики? «Хорошие» — в том [лишь] смысле, что у них хорошо получается эксплуатировать людей. Хорошие не в том смысле, что они приносят благо людям, возвышая их. Можно стать также хорошей собакой. Стать хорошей собакой означает громко лаять, когда подходит кто-то чужой. Но когда живое существо устаёт оттого, чтобы быть хорошей кошкой, хорошей собакой в этом мире, тогда оно предаётся, принимает духовного учителя.
Ещё один момент, который мы слышим: «Необходимо действовать в соответствии со своими наклонностями». А каковы наши наклонности? Наша наклонность заключается в том, чтобы удовлетворять свои чувства. Не нужно думать, что, взяв в руки мешочек и поставив тилаку на лоб, мы тут же отбросили все свои материальные желания, которые укоренялись в нашем сердце миллионы, миллиарды лет нашей жизни. Существует процесс, следуя которому мы можем избавиться от этих материальных желаний и очиститься. И этот процесс называется бхакти-садхана, процесс практики преданного служения. Процесс подразумевает следование указаниям священных писаний, которые передают гуру и садху. И суть этих наставлений заключается в чём?
(Преданные из зала: Всегда помнить о Кришне и никогда о Нём не забывать.)
Хорошо. А если одним словом суть?
(Преданные из зала: [не слышно].)
Любовь! Нет. Нет. Предаться. То есть любовь появляется, когда есть предание. Без предания нет любви. Я люблю Тебя, Кришна, но я не следую правилам и предписаниям или следую тем, которые мне нравятся.
антйанта дурлабха према карибаре дана шикхайа шаран̣агати бхакатера пран̣а (Шаранагати, Шрила Бхактивинода Тхакур)
Господь Чайтанья принёс всему человечеству бесценный дар — любовь к Кришне. И сделал Он это, обучая людей шаранагати, процессу предания себя Богу.
сарва-дхарман паритйаджйа
мам экам шаран̣ам враджа
ахам твам сарва-папебхйо
мокшайишйами ма шучах̣ (Б.-г., 18.66)
Кришна призывает предаться Ему и отвергнуть все желания чувственных наслаждений. И Он обещает защитить предавшуюся душу от всех греховных последствий и призывает её не бояться ничего. Но что это значит на практике? На практике это означает процесс следования садхана-бхакти под руководством гуру и садху. Не так что мы берём «Нектар преданности», читаем принципы и правила преданного служения и говорим: «Вот это правило, принцип — я буду ему следовать. А этот принцип мне не нравится, ему следовать не буду».
Е.С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции по Шримад-Бхагаватам 1.2.10