А как насчёт смысла?

В духовной жизни существует три праманы (доказательства) – шабда, анумана и пратьякша. Шабда означает ссылка на авторитет, анумана означает заключение, основанное на логике, да, на смысле, и пратьякша означает непосредственный опыт духовный – когда вы непосредственно воспринимаете Кришну, Его наму, прасад, вайшнава. Видите вайшнава – это называется пратьякша-прамана.

Из этих трех праман каништха-адхикари воспринмает только шабда-праману, т.е. для него есть только авторитетные высказывание, но он не удосужится на основе этого авторитетного высказывания сделать какое-то умозаключение правильное, то есть для него сферы умозаключения вообще не существует, то есть мозги просто в отключке, понимаете? И он считает, что это авторитетно – избавиться от процесса мышления. У нас же Сознание Кришны не предполагает спекуляций… Ну раз нет спекуляций, значит нет и процесса мышления. Какой такой вывод делает пракрита? Он становится очень фанатичным. Когда ему люди говорят: «А как вот насчет смысла?» Он говорит: «Да какой смысл? Вот в Библии говорится или в Бхагавад-Гите говорится вот это, вот это и вот это…»

Поэтому задача процесса образования, обучения, точнее, потому что образование не всегда является обучением, обучение означает наличие ученика, а образование означает… может означать некое программирование просто. Т.е. человек просто обусловился какими-то представлениями и вот он образован. Но обучение предполагает, что человек прогрессирует в своем понимании мира. И обучение универсально, потому что если мы чему-то научились, это технологично, это будет работать и у Вас и у другого человека, и у этого человека, и на другой планете это будет работать. Потому что это имеет отношение к реальной жизни, к душе, то есть к атма-таттве, универсальной науке о жизни.

Е.С. Бхактиведанта Садху Свами