6 этапов неустойчивого преданного служения (аништхита бхаджана-крийи)

Здесь Вы найдете массу интересных наблюдений, практические советы и бесценный опыт преданных, успешно прошедших эти испытания.

1. Утсаха-майи — человек действует с энтузиазмом, у которого нет правильной основы. Он движим гордостью, поэтому его первоначальная активность начинает постепенно прерываться и наступает следующий этап.

2. Гхана-тарала — то густо, то пусто. Преданный то вдохновлен и действует с энтузиазмом, то становится совершенно безразличным к преданному служению. У человека нет настоящего вкуса к духовной практике, поэтому он проявляет сверхусилия, которые как ему кажется решат проблему. Но проблема не уходит. В тот момент, когда практикующий начинает осознавать это, он задает себе закономерный вопрос: «Почему так происходит?». Переход на следующий этап знаменуется попытками выяснить, в чем заключается причина его нестабильности.

3. Вйудха-викалпа — первое, что приходит преданному на ум: «Я не на своем месте, поэтому не могу стабильно практиковать.» Он ищет внешнюю причину: не то место, не те люди, мне не подходит еще что-то. До определенной степени это могут быть объективные факторы, но их всегда нужно сверять с гуру, садху и шастрой, чтобы избежать манипуляций со стороны необузданного ума. Поэтому очень важно действовать под руководством, чтобы постепенно очистить ум от загрязнений низшими гунами. В сущности причина метаний и сомнений человека — это нетерпение, продиктованное гуной страсти. Важно сознательно культивировать гуну благости на грубом и тонком плане. В этом помогает забота о физическом здоровье, следование принципам, общение с садху, изучение священных писаний. Человек может сменить место жительства, сделать выбор в пользу того или иного ашрама, поменять работу, общину, круг общения и много других вещей, но в тот момент, когда он посмотрит на проблему более трезвым взглядом и «копнет» глубже, то окажется, что все его беспокойства имеют внутренние причины. В действительности, он не может контролировать чувства. Это осознание позволяет человеку перейти на следующий этап.

Можно сказать, что на этом этапе преданный принимает какие-то важные решения, которые повлияют на формат его дальнейшей практики. В конечном счете духовная практика призвана сделать нас счастливыми поэтому нам необходимо будет найти то место, в котором мы будем наиболее сильны, сможем практиковать духовную жизнь и спокойно повторять Харе Кришна. В противном случае все силы будут тратиться на борьбу с умом. Очень важно определить свой реальный уровень и действовать в соответствии со своей квалификацией.

4. Вишайа-сангара. Обнаружив реального врага — свои чувства и ум, преданный объявляет им войну. У такого человека уже достаточно сильная вера. Деятельность в преданном служении с энтузиазмом позволяет контролировать чувства. В сущности мне уже не надо их контролировать. Они сами подчиняются. Усилия прикладываются в направлении служения Кришне, контроль чувств — естественный результат.

5. Этап нестабильного преданного служения – нийама акшара. Человек наконец-то понимает, что сам по себе контроль чувств ничего не даст. Поэтому он направляет свои усилия не на борьбу с чувствами, а на позитивные аспекты практики. Он усиливает свою садхану и дает разного рода обеты: больше повторять, предлагать больше поклонов, выполнять больше служения, не говорить на посторонние темы и т.п. Проблема заключается в том, что преданный все еще рассчитывает на собственные силы, а не на милость Господа. Он думает, будто справится со своими проблемами самостоятельно.

На этом этапе важно понять, что все является милостью Господа и начать искренне, глубоко молиться ему. Нужно перестать надеяться на себя, на свое ложное эго. На этом этапе очень важно качество терпения и глубокая молитва. Здесь человек вручает себя Господу. И когда с помощью шастр, гуру и садху преданный преодолевает сложности этого этапа, он переходит на следующий.

Стоит отметить, что практика бхакти на каждом этапе подразумевает работу над ложным эго. И в отличие от гьяны или кармы бхакти делает это более естественно. Практика гьяны нацелена на то, чтобы просто уничтожить ложное эго, стереть его. И такое отношение к вполне объективным вещам, которые мы должны учитывать ведет к плачевным результатам. Карма работает с ложным эго по-другому. В сущности в практике кармы нет повода работать с ложным эго потому что эта категория не воспринимается как препятствие. Даже наоборот. Ложное эго приветствуется. Не зря говорится, что квалификацией для занятий кармой является анади авидья (безначальное невежество), что подразумевает забытие своего истинного эго, отказ от него в пользу ложного.

6. Последний этап, шестой этап на санскрите называется таранга-рангини. Человек расслабляется и успокаивается, практика становится стабильной и соответствует уровню преданного. Когда практика стабилизируется, взлетов и падений нет, чувства сильно не беспокоя – цель освобождения от страданий достигнута. Человек становится счастливым. Но до цели практики бхакти еще далеко.

На этом уровне человека ценят, любят, прославляют но за какие-то реальные вещи. Он прошел часть пути поэтому есть за что уважать такого преданного. И это очередная ловушка майи. Это последнее испытание перед преодолением нестабильности.

Человеку нравится процесс, но это носит характер самодовольства. Он просто делает свою норму и не пытается сделать больше ни количественно, ни качественно. Кришна отходит на второй план. Главные критерий для такого преданного – это самоудовлетворенность. Преданный использует плоды своей практики для собственного наслаждения.

Если мы не будем придавать большого значения этим плодам и наслаждениям, которые они приносят, то успешно пройдем этот этап. Впрочем, преданному не удастся сделать это самому. Кто-то должен напомнить ему о конечной цели практики – Кришна-према бхакти.
Мы также рассмотрели 12 этапов развития гордыни. Гордыня в той или иной форме сопровождает преданного на каждом из этапов аништхита-бхаджана-крийи. Все начинается невинно: человек начинает немного смотреть по сторонам и оценивать окружающих, вместо того чтобы следить за собой. Далее эта практика становится постоянной, идет сравнение других с собой, естественно не в их пользу. Заканчивается все очень печально – человек теряет положительные качества, духовно ослабевает и скатывается в греховную деятельность.

Из конспекта наставнической группы — Враджа Дживаны прабху