Знание о высшей силе

Станете вы рассказывать людям о Боге с помощью цифр и вычислений, будете говорить с ними образным языком (в форме поучительных притч) или же предпочтете объяснять им сложные теологические концепции, выберете ли вы метод написания книг или же вам будет удобнее устно передавать им знания — в любом случае обыватели, простые и невежественные, всегда найдут способ исказить все сказанное вами.

Людям легче бывает выслушать очередного проповедника и быстро заключить, что Абсолютная Истина столь близка человеческой душе, что не требуется никаких отдельных усилий, чтобы постичь Ее, ибо знание сие интуитивно, а не рационально. Но неправильно думать, будто нет нужды изобретать все новые и новые методы передачи знаний об истинной религии. Это может быть верным утверждением в отношении законов морали или азбучных основ религии, но высшая божественная наука всегда сокровенна и доступна только для узкого круга избранных, духовно развитых душ. Для постижения личностного Бога душе необходим опыт предыдущих жизней, посвященных обучению фундаментальным основам религии под руководством опытных наставников, точно так же как для того, чтобы изучать математические дроби, ученик должен знать, что собой представляют цифры и числа из курса элементарной арифметики.

Истина есть Абсолютное Благо — эта мысль доступна пониманию обычных людей, однако если вы скажете, что Бог безгранично разумен и силен, то представление, которое возникнет в незрелых умах, будет сильно отличаться от того, каков Бог на самом деле.

Все высшие истины, хотя и являются интуитивными (врожденными) идеями, требуют для своего усвоения фундамента в форме первоначальных, более простых знаний. Та религия является самой чистой, которая предоставляет своим последователям возможность составить самую чистую (близкую к оригиналу) концептуальную идею о Боге. Абсолютная же религия должна включать в себя, помимо этого, и правильное представление человека о своей собственной духовной природе.

Возможно ли, чтобы малограмотные люди могли усвоить принципы абсолютной религии, не преодолев сначала своего невежества? Когда пробуждается мысль, философ не может более оставаться невежественным и теперь способен обрести правильные представления о Боге и религии. Такова природа познания Истины, и путь этот дан Богом благодаря Его безграничной милости, благости и непредвзятости. Работающий получает деньги за свой труд, а бездельник не должен получать ничего, кроме тех денег, которых стоит его лень. Чем выше ценность труда, тем дороже он оценивается работодателем — такова правда жизни. Человек беспечный вынужден довольствоваться своими суевериями до тех пор, пока не пробудится его духовное сознание и не откроются его духовные глаза, с помощью которых он сможет видеть Бога Любви. Великие Реформаторы, движимые вселенской любовью и стремлением нести благо миру, находили самые разные способы заставить неразумных людей испить Чашу Спасения, однако глупцы смешивали божественный напиток с вином и, опьяненные, падали на землю без чувств. Вино, здесь, — это сила воображения, благодаря которой человек начинает видеть вещи такими, какими они не являются и никогда не были. Так появляются разврат монастырей и продажность акхар.

Не поймите нас превратно, мы не пытаемся бросить тень на Спасителя из Назарета или Спасителя из Надии; мы не считаем себя вправе обвинять пророков в грехах их последователей. Нет, наша цель не обличить, а по возможности исправить возникшие с течением времени недостатки их учений, излагая изначальные послания пророков в свете чистого знания.

Шрила Бхактивинод Тхакур
«Бхагавата Пурана. Ее философия, этика и теология»