Злоупотребление авторитетом Прабхупады

Чем больше мы начинаем ценить Прабхупаду, тем больше нам следует изучать и входить в тонкости служения ему… Все мы почитаем Прабхупаду, но, стараясь служить ему со всей тщательностью, на практике мы имеем дело как с постижением тонкостей служения, так и с сорняками. Злоупотребления авторитетом Прабхупады могут быть различные: например, если мы неправильно цитируем его слова, приводим его высказывания в качестве подтверждения чему-то сомнительному в противовес утверждениям, часто встречающимся в его книгах и лекциях, используем изречения Прабхупады в «проповеди» другим преданным, преследуя при этом личные интересы, или же пытаемся имитировать поведение Прабхупады с целью иметь для себя от этого авторитет.

Искажение того, что говорил Прабхупада часто совершается непреднамеренно, но, возможно, именно от этого непреднамеренного искажения избавиться нашему Движению труднее всего. Иногда преданные ссылаются на что-то, как на слова Прабхупады, хотя, в действительности, он ничего подобного не говорил. Зачастую новые преданные принимают на веру любые слова, подкрепленные фразой: «так сказал Прабхупада», хотя звучащее при этом изречение лишено какой бы то ни было достоверности.

Единственная возможность избежать этого искажения – повторять только те истории, о которых вы сами читали либо в книгах Прабхупады, либо в авторитетных произведениях о нем. Если вы не уверены в происхождении цитаты, которую слышите, то поинтересуйтесь об этом у говорящего. А если вам не называют заслуживающий доверия источник, будет более надежным данную историю не пересказывать.

Шрила Прабхупада был в курсе того, что его ученики искажают его цитаты. Ему постоянно приходилось рассеивать сомнения, порождаемые слухами: что вот-вот начнутся преследования со стороны полиции и санкиртана прекратится (письмо Говинде, Бомбей, 8.05.74), что его Гуру Махарадж – это одна из восьми сакхи (подружек Кришны (письмо 69-1-27)), что наступит всеобщая депрессия, а затем начнется ядерная война (письмо Шукадеве, Бомбей, 24.11.74) или что в ИСККОН не будет бракосочетаний (письмо Омкаре, Вриндаван, 2.09.75) – все эти заявления были основаны на том, что, якобы, «так сказал Прабхупада».

Однажды во время лекции на Бауэри один из новых учеников Прабхупады (м-р Пауль) сказал: «Свамиджи, я знаю, что, когда вы вели семейную жизнь, у вас было 20 детей». Прабхупада ответил, что у него не было двадцати детей, и недоумевал – откуда у этого человека такая информация. Приводя этот пример, Прабхупада говорил, что лучше слушать, что говорит человек сам о себе, чем о нем от кого-то.

Кроме полного искажения слов Прабхупады, можно взять какое-то его изречение, сказанное при определенных обстоятельствах, и приводить его в качестве важного свидетельства, даже если данное высказывание не совпадает с тем, что Прабхупада обычно говорил по этому поводу. Заявлять: «Так сказал Прабхупада», хотя в действительности, он не раз говорил обратное, — значит злоупотреблять его авторитетом.

Абсолютные наставления Шрилы Прабхупады (маха-вакья) содержатся в его книгах. Если мы слышим какие-то другие высказывания Прабхупады, то нам следует обратиться к его книгам и посмотреть, что в них говорится по интересующим нас темам. Надо постараться определить, какие высказывания маха-вакья, а какие были сделаны с учетом времени и обстоятельств.

Высказывания маха-вакья не обесценивают другие слова Прабхупады, но, научившись видеть различия, мы будем уверены в том, что представляем главные наставления Прабхупады.

Есть немало высказываний, приписываемых Прабхупаде, достоверность которых сомнительна. Например, мы часто слышим, как преданные, защищая идею необходимости развития варнашрамы, приводят как высказывание Прабхупады слова о том, что он завершил только 50 процентов своей работы. Но откуда взялось подобное утверждение? В «Шрила Прабхупада-лиламрите» мы читаем следующее:

» Все мы собирались вместе, Шрила Прабхупада. Мы хотим, чтобы вы оставались и руководили этим движением, а также чтобы вы закончили «Шримад-Бхагаватам». Мы говорили о том, что вы должны остаться по крайней мере ещё на 10 лет. Вы завершили лишь 50 процентов вашей работы.

Шрила Прабхупада слушал очень внимательно, но когда Брахмананда сказал «пятьдесят процентов», Прабхупада нахмурился и ответил: «Нет» «.

Хотя «говорят», что Прабхупада якобы, снова упомянул «пятьдесят процентов» в 1977 году в Лондоне, первым, кто произнес эти слова, был Брахмананда, и Прабхупада с ним не был согласен.

Я не хочу сказать, что Прабхупада не считал очень важным развитие варнашрама-дхармы в ИСККОН. Но ссылаться на данное утверждение как на высказывание маха-вакья — не самый лучший способ придать своим словам убедительность. Лучше поискать ссылки по данному вопросу в его книгах и лекциях, а затем использовать их для доказательства того, что развитие варнашрама-дхармы необходимо.

Есть , например, такое высказывание Прабхупады, которое вряд ли можно считать универсальным: «Если вам нужно распространять книги, то делайте это «не мытьем, так катаньем» (письмо Бали Мардану, 30.09.72) В противовес этому высказыванию можно привести другие, например: «Вы должны знать тактику продажи, которая не вызывает в людях раздражения» (письмо Бали Мардану, 30.09.72), или «Мы, как брахманы, должны быть честными во всех наших поступках».

Нам часто приводят доказательства того, что лучший (единственный) способ удовлетворения Шрилы Прабхупады — проповедь и распространение его книг. Но есть также немало свидетельств тому, что Шрила Прабхупада принимает любое служение, совершаемое для выполнения миссии ИСККОН (письмо 74-9-46).

Что будет лекарством от подобных злоупотреблений авторитетом Прабхупады? Высказывания, которые мы не можем подтвердить непосредственно цитатами, не следует использовать в качестве доказательств. Кроме того, не следует использовать изречения, сказанные при определенных обстоятельствах или же редко встречающиеся в комментариях, в качестве свидетельств маха-вакья.

Представлять наставления Прабхупады следует с учетом времени, места и личности (а чтобы делать это чисто, нам в своей проповеди нужно освободиться от чувства корысти). Например, письма Прабхупады были обращены к конкретным личностям в определенные периоды развития ИСККОН, но, хотя их можно изучать как указания общего порядка, как то, что дает вдохновение, высказываня нельзя рассматривать в отрыве от контекста…
Если мы действительно любим Шрилу Прабхупаду, мы должны следовать букве и духу самых главных его наставлений.

Мы должны найти точку равновесия между нашим личным следованиям указаниям Прабхупады и желанием помочь другим преданным поддерживать стандарты, установленные Прабхупадой.

С одной стороны, нельзя становиться невыносимыми и, представляя указания Прабхупады, хватать других за глотку с требованием их выполнения. С другой стороны, мы не должны бояться того, чтобы подняться и сказать, что в действительности правильно и что соответствует указаниям, полученным в парампаре. Мы должны быть убеждены, что авторитет Прабхупады останется непоколебимым и без нашей «фильтрации». Мы должны быть нежными в наших отношениях друг с другом точно так же, как Прабхупада был нежен к нам.

Мы также должны взять на себя ответственность за то, чтобы абсолютно точно знать, что в действительности говорил Прабхупада. Быть неуверенными в том, какие указания он давал — непростительно. В его книгах содержатся наставления маха-вакья. Если мы не знакомы с ними, то мы будем либо привносить собственные измышления, проповедуя как себе, так и остальным, либо сами станем жертвой чьего-либо злоупотребления авторитетом Прабхупады. Быть уверенным в том, что послание парампары, передаваемое им, передается также без искажений, — это часть искреннего следования Прабхупаде.

Сатсварупа дас Госвами «Величие Шрилы Прабхупады».
выдержки из главы «Злоупотребление авторитетом Прабхупады