Жены преданных говорят: «Я могла бы быть как Сита, но мой муж — не как Рама!»

В наше время для семейных пар стало популярным обращаться к консультантам по семейным отношениям. В некоторых странах правительства организовывают такие консультации для семейных людей. У жены какая-то проблема с мужем, она идет к консультанту. Я не знаю, что он ей советует. Но у них есть такая система. Они ходят, и те пытаются уладить разногласия между мужем и женой. Прабхупада дал здесь формулу, из-за которой все эти консультанты по семейным отношениям могут потерять работу. Мы можем подумать: ну это очень плохо, если бы все врачи потеряли работу. В действительности это было бы хорошо, потому что все были бы здоровыми. Конечно, этого не может быть, потому что в материальном мире всегда будут болезни. Но – это цель, которую Шрила Прабхупада дал. Жена должна разделять образ мыслей мужа, даже если муж не является великим преданным, как Кардама Муни. Прабхупада говорит, что жена должна разделять его образ мыслей, только в этом случае их брак будет счастливым.

Иногда мы слышим, жены преданных говорят: «Я могла бы быть как Сита, но мой муж — не как Рама! Поэтому чего ради я должна быть как Сита?» Но такое предложение не принимается здесь. Даже если муж не очень духовен… И вообще это не очень разумно ожидать, что каждый муж будет как Рама или Кардама Муни.

Но тем не менее, обязанность жены вести себя так, чтобы быть похожей на Ситу. Некоторые люди говорят: «Гуру должен быть таким же как Прабхупада, иначе мы его не примем. Но каждая птица не Гаруда. Вы не можете ожидать такого. Те, кто следует за ним, они могут доносить до других то же послание, но не думайте, что каждый преданный, даже на уровне освобождения будет на уровне Пандавов, враджаваси. Они на том же уровне в том смысле, что они полностью преданны, но нитья-паришады – вечны спутники Господа – это особые души, они очень дороги Господу. Поэтому нам необходимо сделать свои желания…

Сакхир анугата коре, то есть мы не молимся Туласи: «Сделай меня сакхи». Скорее мы молимся о том, чтобы она сделала нас последовательницей сакхи. Мы не просим стать Нандой Махараджем – отцом Кришны, и тогда Нанда Махарадж может уйти в отставку. Нет, мы хотим стать слугой Нанды Махараджа, а не Нандой Махараджем. То есть идеал у нас есть. Мы можем следовать по стопам великих душ, и это сделает брак счастливым.

В нынешнюю эпоху девушки думают, что если я буду делать только то, что хочет мой муж, я не буду счастливой. Я хочу делать то, что я хочу, тогда я буду счастливой. Но Прабхупада говорит: «Нет». Если жена будет делать только то, что она хочет, тогда ее муж не будет счастлив, и она тоже не будет счастлива. Она должна следовать тем же принципам что муж. Она должна разделять интересы мужа, и в этом счастье уважающей себя женщины. Мы находим в шастрах, что целомудренных женщин прославляют. Почему? Потому что они ведут жизнь, которую можно считать жертвой их мужьям, детям. Эта жизнь-жертва. И это возвышает их. Но если мы думаем: что я хочу, что я желаю, если только об этом думаем, то это ведет к деградации.

Итак это путь дхармы. Стри-дхарма. Она должна быть последовательницей своего мужа во всех отношениях. В Ведах приводится пример Гандхари. Она никогда не видела своего мужа. Она не сказала махараджу Гандхару, отцу Гандхари: «Я не пойду за него замуж, найди мне кого-нибудь получше. Но она так не сказала. Она подумала: отец устроил это, он знает, что для меня самое лучшее, я принимаю это, я признаю, он из великой семьи, он – великая личность, он слеп, хорошо, я тоже буду слепой. Она приняла это.

Е. С. Бхакти Викаша Свами, из лекции «Женщина должна следовать за своим мужем»