Забывшие Кришну

Живые существа, забывшие Кришну, не могут избежать иллюзии, однако она не властна над теми, кто обладает сознанием Кришны. В «Бхагавад-гите» (4.36-38) говорится: «Знание — это бесценный дар». Когда живое существо обретает знание, свет этого знания рассеивает тьму неведения и открывает ему истинную природу вещей, подобно тому как солнце, поднимаясь над горизонтом, озаряет всё вокруг. И совершенным знанием обладает тот, кто предался Кришне.

Когда, прожив в этом мире множество жизней, человек вручает себя Кришне, следует понимать, что он обрёл совершенное знание; иными словами человеку в сознании Кришны открывается всё так же, как всё вокруг открыто нашему взору при свете солнца. Когда живое существо по невежеству объявляет себя Богом, оно попадает в западню иллюзии. Если живое существо — Бог, то как оно могло оказаться во власти неведения? Разве может Бог оказаться во власти неведения?

Если так, то неведение, Сатана, могущественнее Бога. Истинное духовное знание можно получить только от того, кто обладает сознанием Кришны. Поэтому необходимо найти истинного духовного учителя и под его руководством стать сознающим Кришну, ибо сознание Кришны рассеивает тьму неведения.

Даже тот, кто осознал своё отличие от материального тела и свою духовную природу, может не видеть разницы между душой и Сверхдушой. Однако это знание откроется ему, если он примет покровительство истинного духовного учителя, обладающего сознанием Кришны.

Постичь Бога и свои отношения с Ним можно только с помощью Его представителя. Представитель Господа никогда не объявляет себя Богом, хотя его почитают наравне с Богом потому, что он обладает знанием о Боге. Каждый должен понять разницу между Богом и обыкновенным существом.

В «Бхагавад-гите» (2.12) Господь Шри Кришна говорит, что все живые существа являются индивидуальными личностями, так же как и Сам Господь. Они обладали индивидуальностью в прошлом, обладают ею в настоящем и сохранят свою индивидуальность в будущем, даже после того, как обретут освобождение. В ночной тьме всё кажется единообразным, но, когда восходит солнце, мы обретаем способность ясно различать все предметы. Понимание того, что в духовном бытии живое существо сохраняет свою вечную индивидуальность, и есть истинное знание, сознание Кришны.