Забыть нельзя помиловать!

– Почему ты уходишь?
– Я не могу здесь больше оставаться. Здесь все дурно пахнут.

Это отрывок из моего разговора с одним преданным в то время, как он в спешке паковал свои вещи, собираясь уйти из храма. Много лет назад он жил с нами в ашраме брахмачари, но по каким-то своим причинам разочаровался во всем и решил уйти. Я так и не понял, что с ним произошло. Он был раздражен и настроен недружелюбно ко всем, кто пытался с ним поговорить. Он ушел и больше его никто не видел.

Я помню, как тогда подумал – Тебе не нравится, как пахнут преданные – люди,которые следуют, возможно, самым высоким в мире стандартам чистоты в мыслях и поступках? Люди, которые моются в душе по нескольку раз в день? Ну что ж, тогда тебе придется нюхать грязных материалистов, которые даже руки не моют после туалета… Мне было жаль его и одновременно противно – пусть идет себе своей дорогой, этот ПАДШИЙ ПРЕДАННЫЙ!

Стоп-кадр! Как часто мы слышим эту фразу – ПАДШИЙ ПРЕДАННЫЙ? Кого мы обычно так называем?

– Бывших разочаровавшихся кришнаитов, которые «булькнули в майу» (от слова blooped – «утонул как камушек», – придуманное Шрилой Прабхупадой), перестали воспевать Святое Имя, следовать принципам и стандартам духовной жизни, стали оскорбителями и обидчиками, предателями веры, наслаждунчиками жизни, вернулись к греховным привычкам и т.д. и т.п.

Какое отношение к таким преданным в Обществе?

– В лучшем случае – это пренебрежение. Мы следуем указаниям Шри Чайтаньи Махапрабху – асат-санга-тьяга, – эй вайшнава-ачара – «Вайшнав избегает дурного общения», (ЧЧ Мадхья, 22.87). И это естественно – чтобы не заразиться болезнью, ограничь свое общение с больным. Тем более, если больной пытается «заразить» тебя.

Но в худшем случае, наше отношение к таким «падшим» может даже опуститься до ненависти и презрения. Мы начинаем ненавидеть тех, кто сходит с пути, по которому мы сами пытаемся идти; тех, кто «не смог». Ненавидим их сознательно или неосознанно. Пытаемся забыть всё хорошее, что было у нас с этими людьми, всё то замечательное служение Шри Гуру и Кришне, которое они совершили в прошлом. Мы становимся безжалостными и непримиримыми. И главное – считаем, что мы абсолютно правы.

Почему же мы так относимся к «падшим преданным»?

Потому что мы смотрим на мир глазами уже религиозного человека, но еще материалиста. Потому что мы считаем, что так посягают на святую святых – нашу не окрепшую веру, подрывают ее устои, сеют сомнения. Неудачников и слабаков мы не признаем, мы их презираем. Шарахаемся, как от прокаженных. Желаем им всех «прелестей» наказания от ведьмы Майи.

И вот самое интересное, мы больше не видим связи между Кришной и такими бывшими кришнаитами. Мы считаем, что Кришна может оставаться в сердце кого угодно, даже навозного червя, но только не в сердцах таких бахирмукха-бхакт (отвернувшихся преданных). Но это мы так решили.

У Господа другое мнение. Давайте вместе в этом убедимся:

1. Кришна — не Бог-ревнитель. В Его творении нет Геенны Огненной и вечных мук для изменников. Он не говорит – Ты, такой-сякой, перестал служить мне! А Я вот как тебя проучу – захлебнись же в своей карме… Майа, вперед! Накажи его!

Кришна, как Наш вечный отец или мать, всегда считает нас Своими детьми, вечными частицами-душами. Как же Он может отвергнуть Своего заблудшего сына?

2. Кришна никогда не забудет служение, предложенное Ему. В Шастрах есть множество тому подтверждений. Купленная книга Шрилы Прабхупады, оказанная помощь вайшнавам, съеденный прасадам – всё это мы называем агьята-сукрити, или неосознанное благочестие, которое гарантирует дальнейшее духовное продвижение. Даже случайно и неосознанно произнесенное Святое Имя дарует человеку безграничные благословения Господа. Такой акт засчитывается как преданное служение и автоматически возвышает живое существо до статуса преданного! Это начало конца скитаний дживы в материальном мире.

3. Кришна знает цену нашим усилиям т.к. сопровождает каждого из нас в этом мире на протяжении миллионов жизней. Он хорошо знает на какие жертвы мы идем ради Него, отрекаясь от соблазнов Майи. Он просто не может упустить эту возможность и позволить нам опять соскользнуть в иллюзию. И даже если мы попытаемся вернуться к старому-греховному, Он будет напоминать о Себе снова и снова.

4. При этом, Кришна уважает свободу выбора каждого. Он позволяет нам приблизиться к Нему или отвернуться от Него. Он никого не тянет за уши, а дает возможность каждому творить свою судьбу. В этом вопросе Он очень демократичен. И это ясно объясняется в Бхагавад-Гите 12.8-12, где Он предлагает целый ряд взаимоотношений с Ним – начиная от любовных отношений в нитья-лиле и заканчивая нейтральным сосуществованием, основанным на взаимоуважении.

5. Дары Кришны вечны. Господь ВСЕГДА отвечает взаимностью. Любое предложенное Ему служение вознаграждается безграничными благословениями, о существовании которых мы обычно не подозреваем. В действительности, мы как гроздьями обвешаны такими благословениями. Эти дары Он никогда не забирает и не разменивает.

6. И последнее, Бхакти – это объявление войны Майе (Шрила Прабхупада). Или другая цитата – духовный путь труден и подобен лезвию бритвы – кшурасья дхара нишита дуратьяя (Катха-упанишад, 1.3.14). А на войне стреляют. Зазевался – получи пулю, отвлекся – порезался. И не важно кто ты – генерал или солдат. Неосторожность причина падения. Невнимательность в бою приводит к ранению или смерти. Но означает ли это, что раненых нужно пристреливать, или что падших кришнаитов нужно перестать уважать и признавать, как преданных?

Когда люди уходят из Движения и погружаются в мирскую жизнь, это не смерть, а испытание. Не все сразу же могут сдать экзамен в школе. Иногда падение необходимо, чтобы мы научились твердо шагать. Это можно увидеть на примере первого поколения ИСККОН – на примере десятков учеников Шрилы Прабхупады, которые оступались и падали, но в конце концов возвращались на путь преданного служения. Их уход от духовной жизни был всего лишь временным «замораживанием» их статуса вайшнава.

В мире нет бывших кришнаитов, которые нашли большое счастье вне Кришны. Постигший высший вкус, не будет удовлетворен чем-то дешевым и низким. Это аксиома жизни. И даже если он будет изо всех сил выжимать наслаждение из мертвой материи, все равно в глубине своего сердца он будет разочарован. Кто не верит, может сам поэкспериментировать! И опыт (я бы даже сказал, статистика) говорят, что рано или поздно при благоприятном стечении обстоятельств и общению с садху, они вспоминают и восстанавливают свою связь с Кришной.

«Они возвращаются и начинают так же хорошо петь киртаны и читать лекции, как делали это раньше. Им возвращается всё» (Бхактивидья Пурна Свами). Это может случиться в этой жизни или следующей — не так важно. Важно то, что Кришна никого не забудет.

Шрила Прабхупада никогда не отвергал своих оступившихся учеников. Почему же мы должны не уважать тех, кого нет больше среди нас? Вправе ли мы осуждать тех вайшнавов, которые столкнулись с кризисом веры и покинули Движение?

Осуждая других, не понимая через какие трудности и испытания проходят преданные в своей борьбе за Кришну, мы сами становимся на сколький и опасный путь. Как это однажды случилось с одним моим знакомым, который случайно прочитал письмо-исповедь одного бхакты своему гуру, и всего лишь дурно подумал о нем — Как он мог так поступить? Через две недели с ним произошло тоже самое…

Поэтому и говорится — чтобы понять человека, нужно пройти милю в его обуви.

Когда мы научимся ценить всех преданных, служивших миссии санкиртаны в ИСККОН в прошлом, но по тем или иным причинам оставивших преданное служение, тогда это движение будет процветать и шириться, и по праву называться «домом Шрилы Прабхупады, в котором может жить каждый».

Кашишвара прабху