16 февраля — Явления Шри Нароттама даса Тхакура

Нароттам дас Тхакур создал много песен преданности духовному учителю, вайшнавам, преданному служению, шестерым Госвами Вриндавана, Гаура-Нитьянанде и Радха-Кришне. Даже будучи на простом бенгали, эти песни утверждают сиддханту шастр и каноны бхакти.

Родившись сыном царя, Шри Нароттам дас Тхакур (Шри Тхакур Махашая) проявил все признаки махапуруши (возвышенной божественной личности). У него были очень длинные руки, глубокий пупок, золотистый цвет кожи, прекрасные глаза, подобные лепесткам цветка лотоса. В школе он был шрути-дхарой (способным сразу и навсегда запомнить все, что услышит). Хотя Нароттам и освоил быстро санскрит и Веды, он стремился только к одному – служить Кришне. Всю жизнь он оставался брахмачари.

По милости святого имени Гаура-Нитая Нароттам стал отреченным, покинул свою богатую семью и бежал во Вриндаван. Он получил дикшу у Шри Локанатхи Госвами, а шикшу – у Шри Дживы Госвами.

Когда он пришел в Навадвипа-дхаму, вайшнавы спрашивали его о здоровье и деяниях Госвами Вриндавана. Все они хотели узнать о происходящем во Вриндаване. Посетив все места, связанные с лилами Гауранги в Гаура Мандале, Нароттам дас посетил различные места в Шри Кшетра Дхаме (Джаганнатха Пури). После этого он отправился повидать вайшнавов и места игр Шри Чайтаньи в Шантипуре, Шри Кханде, Кантхак Нагаре, Экачакре и Кхетури Граме.

В Кхетури Шри Нароттама дас Тхакур устроил грандиозный фестиваль Кхетури Махотсава. Это было первое празднование Гаура-пурнимы – дня божественного явления Шри Кришна Чайтаньи Махапрабху. Во время этого праздника были установлены шесть Божеств: Шри Гауранга Дева, Шри Валлабхи Канта, Шри Враджа Мохана, Шри Кришна, Шри Радха Канта, Шри Радха Рамана.

Своим приятным голосом Нароттам дас начал прекрасный киртан. Его пение наполнило небеса, и из глаз вайшнавов, погрузившихся в волны океана экстатических эмоций, хлынули слезы премы. «В самый разгар киртана, проявился Сам Шри Чайтанья и все Его ближайшие спутники, которые тут же присоединились к санкиртане. Своим божественным явлением Шри Чайтанья засиял среди вайшнавов, словно вспышка молнии» («Бхакти-ратнакар»).

«В это время, несмотря на то, что Махапрабху покинул этот мир много лет назад, многие увидели Махапрабху. Вайшнавы из Навадвипа-дхамы увидели Его как Нимай-чандру или Вишвамбхару, каким они Его запомнили в молодые годы. Они испытывали привязанность к Махапрабху в сакхья-расе и ватсалья-расе. Последователи шести Госвами, видевшие Махапрабху лишь после принятия санньясы, были привязаны к Нему в дасья-расе. Сотни других вайшнавов поклонялись Ему в айшварье-дасе».

«Этот праздник считался величайшим достижением гаудия-вайшнавов. Туда были приглашены сотни и сотни вайшнавов, включая учеников Махапрабху, Нитьянанды Прабху и Адвайты Ачарьи. В то время возникли различные интерпретации гаудия-вайшнавизма. В сопровождении своей свиты на праздник из Кардахана пришла Ачарьярани Джахнава Деви. Возглавив собрание вайшнавов, она разрешила все их споры, подведя единую основу, сформулированную в принципах философии гаудия-вайшнавизма».

«Впервые праздник украсили многочисленные стили исполнения киртана, которые объединились в прославлении Господа Чайтаньи и Господа Кришны. Сам факт собрания такого количества вайшнавов превратил фестиваль Кхетури в событие исключительное. Он также стал важным шагом, объединившим всех гаудия-вайшнавов» («Шри Навадвипа-дхама парикрама»).

Нароттам дас Тхакур был автором многих песен, проникнутых преданностью духовному учителю, вайшнавам, самому процессу преданного служения, шести Госвами, Гаура-Нитьянанде и Радха-Кришне. Даже будучи на простом бенгальском языке, песни Нароттама даса утверждают сидханту-шастр и каноны преданного служения. Шрила Прабхупада часто пел его бхаджаны, считая их не отличными от ведических шастр. Он часто цитировал их в своих лекциях по Бхагаватам. А «Прартхана» и «Према-бхакти-чандрика» Нароттама были его любимыми произведениями.
Он использовал следующую цитату из «Према-бхакти-чандрики»: «Радха и Кришна – цель моей жизни и смерти. Они – повелители моего дыхания. Совершая свой бхаджан только для них, я поднимаюсь и погружаюсь в волны океана премы. Я молю, чтобы всегда оставаться способным поддерживать в своем сердце эту убежденность, как высший идеал».

«Позволь мне служить лотосным стопам Радха-Говинды. Позволь моему уму исполниться преданности Их божественному образу, заставляющему устыдиться красоте Купидона и Рати. Зажав зубами пучок соломы, я падаю к Их божественным стопам и смиренно обращаюсь к Ним: «О Кишора-Кишори! О Шьямасундара, сын Нанды Махараджа! О Шри Радха, дочь царя Вришабхану! Ты очаровываешь Самого Хари, и цвет Твоего тела напоминает цвет золотого лотоса. О Кришна, цвет Твоего тела напоминает цвет камня индранила (сапфир), Твоя красота посрамила самого Купидона».

«О лучшие из лучших танцоров, Шри Радха и Шри Кришна, пожалуйста, танцуйте в моем уме. О Вы, чья красота увеличивает очарование Ваших ослепительных украшений, и днем и ночью я желаю только одного – чтобы я мог в великом экстазе воспевать Вашу славу».

Нароттам дас служит Шримати Радхике как Чамака-манджари. Его самадхи расположено во дворе храма Радха Гокулананды во Вриндаване.

По книге Маханидхи Свами «Самадхи гаудия-вайшнавов во Вриндаване»