28 марта — Явление Шри Шривасы Пандита

Шриваса Пандит, или Шриваса Тхакур, был членом Панча-таттвы, состоящей из Господа Гауранги и Его четырех прямых экспансий и энергий. Каждую ночь, Господь Чайтанья и Его спутники воспевали имена Кришны и танцевали в доме Шриваса Пандита. Шриваса Пандит никогда не прилагал никаких усилий, чтобы содержать себя или своих иждивенцев. Из-за его полной отдачи Господу Чайтанье и Его мисии, Господь Чайтанья обеспечивал все его потребности. (Смотрите Шри Чайтанья Чаритамриту, Ади-лила,10.8.)

Шриваса Тхакур — вайшнавский святой, в гаудия-вайшнавизме почитается как одна из ипостасей Панча-таттвы: Чайтанья, Нитьянанда, Адвайта, Гададхара и Шриваса. Бхакты во главе со Шривасом описаны как части тела Чайтаньи (его глаза, уши, руки, диск…). Все они принимали участие в его играх. С их помощью Гауранга распространил движение санкиртаны. Изначально Шриваса — это «межгалактический проповедник» и великий вайшнава Нарада.

В Панча-таттве Шривас Пандит представляет пограничную энергию Бога – живое существо (татастха-дживу). Преданные во главе со Шривасом описаны как части тела Господа Чайтаньи (Его глаза, уши, руки, диск и другое оружие). Все они принимали участие в играх Шри Гаурасундары. С их помощью Господь Гауранга распространил движение санкиртаны.

Изначально Шривас Пандит является Нарадой Муни, межгалактическим проповедником и вечным спутником Господа. Его самадхи расположено в районе 64 самадхи во Вриндаване.

Он жил в Навадвипе ещё до прихода Чайтаньи в 1486 году. Вместе со своими братьями Рамой, Нидхи и Пати Шриваса повторял имена Кришны, поклоняясь Господу и трижды в день совершая омовение в Ганге. Вместе с Адвайта Ачарьей Шриваса начал изучать «Шримад-Бхагаватам» и молиться о нисхождении Всевышнего Господа. Они взывали к Богу потому, что лишь аватара Кришны могла бы заронить зёрна бхакти в сердца отъявленных атеистов, гордых собою логиков и учёных философов, которые населяли в то время Навадвипу. В ответ на их молитвы, Кришна явился как Чайтанья, и сердца всех вайшнавов наполнились радостью и привязанностью к нему. Малини, жена Шривасы и близкая подруга Шачидеви, нянчила маленького Чайтанью, известного в детстве под именем Нимай. Чайтанья любил Малини и Шривасу столь же сильно, как и своих родителей.

Шривасангам, жилище Шривасы, был расположен в двухстах метрах от дома Нимая. Роскошный дом Шривасы состоял из просторных комнат, был обнесён высокой стеной и окружён пышно цветущими садами и рощицами. Каждый вечер Гауранга и его ближайшие спутники наслаждались здесь своими экстатическими киртанами и вкусами Вриндаваны. Именно здесь разгневанный мусульманский правитель разбил мридангу, пытаясь положить конец движению санкиртаны Чайтаньи. С тех пор Шривасангам называют Кхол Банга Данга («место, где разбили мридангу»).

Когда мусульманский правитель Кази издал указ, запрещавший проведение санкиртаны (по его распоряжению нарушители этого указа подлежали обращению в ислам и должны были передать всё нажитое властям), Шриваса Пандит только рассмеялся над фанатизмом правителя, хотя большинство жителей Навадвипы забеспокоились.

Именно в доме Шривасы Чайтанья явил свою божественную форму всем своим вечным спутникам. По сути, дом Шриваса был местом, где и зародилось движение санкиртаны Гауранги. Ежедневные чтения «Шримад-Бхагаватам», ночные киртаны, а также многие сокровенные Враджа-лилы Гауранги происходили именно здесь. Шриваса Тхакур и Адвайта Ачарья, старейшины брахманской общины, посвятили всю свою силу и энергию распространению движения Харинама-санкиртаны Чайтаньи. Говорится, что они вручили Чайтанье свои тела, умы, дома, семьи и всё, чем они обладали. Они не знали никакого другого Божества, кроме него. Также говорится, что Шриваса Пандит поддерживал всю свою семью не потому, что они были его родственниками, но только потому, что они были любящими слугами Чайтаньи.

В «Гаура-ганоддеша-дипике» (90) Шриваса Тхакур назван воплощением Нарады, а его младший брат Рама Пандит — воплощением большого друга Нарады Парваты Муни. Жена Шривасы Пандита по имени Малини считается воплощением Амбики, кормилицы Кришны в Кришна-лиле. Его племянница Нараяни, мать Вриндавана Даса, автора «Чайтанья-бхагаваты», была сестрой Амбики в Кришна-лиле. В «Чайтанья-бхагавате» говорится, что, после того как Чайтанья Махапрабху принял санньясу, Шриваса Пандит переехал из Навадвипы в Кумарахатту, вероятнее всего из-за того, что слишком тяжело переживал разлуку с Чайтаньей.