17 марта — явление Шри Пурушоттама Даса Тхакура

Пурушоттам Дас Тхакур — вайшнавский святой, живший в Бенгалии в первой половине XVI века. Он был одним из сподвижников Чайтаньи Махапрабху и одним из ближайших спутников Нитьянанды прабху. Пурушоттам Дас принадлежит к группе двенадцати святых двадаша-гопал. Описывается, что он постоянно медитировал и служил Нитьянанде прабху. Пурушоттам Дас также известен тем, что сформулировал различные способы пения киртанов.

Четыре поколения семьи Пурушоттама даса были чистыми преданными Шри Чайтаньи Махапрабху : Камсари Сен, Садашива Кавирадж, Пурушоттам Тхакур и Кан Тхакур.

В «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 11.38-39) говорится, что Садашива Кавирадж и его сын Пурушоттама дас были двадцать третьим и двадцать четвертым среди ближайших спутников Нитьянанды. Он также был десятым из двенадцати Гопалов. С рождения Пурушотам дас был занят преданным служением лотосным стопам Нитьянанды прабху, и он также был неизменным участником детских игр Господа Кришны.

Пурушоттама Тхакур жил в Бенгалии в Сукхасагаре. Некоторые говорят, что фамилия Пурушоттама была Нагар, другие же утверждают, что Нагар – это название района, где он жил. Так как пять деревень (Беледанга, Велиграм, Сукханагар, Магасапота и Пал Пара) находятся очень близко друг от друга, этот район иногда называют Нагарадеш.

«Садашива Кавирадж был необычайно удачливым. Его сыном был Шри Пурушоттама дас. Он никогда не отождествлял себя с материальным телом. В его сердце всегда пребывал Шри Нитьянанда.» (Чайтанья Бхагавата, Антья, 5/741-742).

У Пурушоттама Тхакура было три главных ученика: Шри Мадхавачарья, Шри Ядавачарья и Девакинандана прабху, они все были выходцами из семей браманов. Впоследствии Мадхавачарья стал мужем Ганги Деви, дочери Нитьянанды Прабху. А Девакинандана дас известен как автор «Вайшнава-ванданы», книги, в которой прославляются величайшие вайшнавы.

Жена Пурушоттама даса Тхакура, Джаханава, оставила тело после рождения сына Кану. Узнав об этом, Нитьянанда прабху пришел в дом Пурушоттама даса Тхакура и забрал мальчика в свою деревню Хададаха, где Кана Тхакур стал приемным сыном Шри Джахнави Ма. Он также был возвышенным святым. Когда Кану было пять лет, Джахнава взяла его с собой во Вриндаван, где вриндаванские госвами радостно приняли его, узнав в нём святую личность.

Пурушоттама Тхакур жил в Бенгалии в Сукхасагаре. Его божества теперь находятся в Чандрияграме, в храме Васу-Джахнава Патт. Возможно, что храм называется так, потому что Канай Тхакур, сын Пурушоттамы, был приемным сыном Шри Джахнави Ма.

В «Гаура-ганодеше-дипике» (стих 156) говорится, что Камсари Сен был воплощением Ратнавали сакхи, а Садашива Кавирадж — любимой гопи Кришны, Чандравали. Сам же Пурушоттам Дас вечно служит Балараме в духовном мире, на Голоке как пастушок.

В районе 64 самадхи во Вриндаване расположено пушпа-самадхи Пурушоттама даса Тхакура.
Подробнее о Шри Пурушоттаме Дасе Тхакуре можно прочитать в Шри Чайтанье Чаритамрите (Ади-лила, 11.38-40).