Встреча с духовными братьями

Наиболее ценной частью этой утренней встречи были минуты, когда собравшиеся стали говорить о моих личных недостатках. После того, как я несколько раз в различных выступлениях повторил, что не испытываю сильного чувства раскаяния из-за ошибок Джи-би-си и гуру, Джагадиша Госвами заговорил о том, как он видит эту ситуацию.

Он сказал, что Прабхупада в «Бхагавад-гите» называет божественные и демонические качества даиви-сампат и асури-сампат. К асури-сампат, или демоническим качествам относятся гневливость, тщеславие, грубость и т.п. И поскольку я не проявляю этих качеств в той степени, в какой их проявляют другие лидеры, то, возможно, я не так виноват, как другие, и, возможно, именно потому я не испытываю раскаяния. Я никак не мог согласиться с такой лестной для меня точкой зрения. Речь Джагадиши Госвами подстегнула собравшихся, и они стали говорить о моей причастности к сохранению ошибочной системы.

Несмотря на то, что я более сдержанный, чем многие другие, тем не менее я поддерживал установленный нами порядок, который сейчас нам видится несовершенным и который мы хотим изменить. Прабхупада порой называл Джи-би-си «сторожевыми собаками» общества сознания Кришны. И если собака не лает в минуту опасности, то она никудышный сторож. Когда мне стали указывать на мои недостатки, они не стали для меня открытием. Я хорошо знаю, что легко поддаюсь влиянию и не умею отстаивать истину. Если человек неоднократно проявляет слабости в этом отношении, он утрачивает способность не только отстаивать истину, но и отличать истину от лжи и соглашается с мнением толпы. В данном случает «толпой» оказалась элита нашего общества, к которой принадлежу и я сам.

Склонность к соглашательству появилась во мне не сегодня, и именно это качество не давало мне показывать пример настоящего лидерства, когда это было необходимо.

Я возвращаюсь мысленно в 1967 год, когда нас, неопытных юнцов, обманул агент по продаже недвижимости мистер Пэйн. Этот мошенник заморочил голову Киртанананде и Брахмананде, и Прабхупада написал мне письмо, требуя от меня выполнить его указания и разорвать всякие отношения с мистером Пэйном, которые могут довести нас до беды. Я был убежден, что Прабхупада обращается лично ко мне, и надеялся, что выполню его указания; и я знал, что Брахмананда и Киртанананда совершенно неопытны в подобных делах. Однако, когда я пришел к ним и показал письмо Прабхупады, они, хоть и не сразу, но убедили меня, что мы должны продолжать вести дела с мистером Пэйном. Они сказали, что Прабхупада одобрит это решение. Таким образом, уже в самом начале своей духовной жизни я начал пренебрегать возможностью отстаивать истину. Но даже если не принимать во внимание мои личные недостатки, я являюсь членом Джи-би-си, а значит, на мне тоже лежит вина за ошибки и упущения, в том числе и за то, что мы до сих пор не закончили строительство самадхи Шрилы Прабхупады.

Помимо всего этого, Джагадиша Госвами также отметил, что я мало общаюсь со своими духовными братьями. Он сказал, что мне не стоит рассчитывать на то, что я смогу один, без посторонней помощи, произвести реформу и признать ошибки. Всё это можно сделать, только постоянно общаясь со своими духовными братьями. Однако я, по его словам, склонен к тому, чтобы ограничивать свой круг общения несколькими учениками, а это приводит к тому, что я вижу реальность в искаженном свете. Мне кажется, было бы более правильным сказать, что я склонен к одиночеству и прибегаю к помощи нескольких преданных, чтобы они обеспечивали мое уединение. Но я постараюсь больше общаться со своими духовными братьями, которые могут помочь мне преодолеть трудности.

Джайадвайта Свами также побудил меня увидеть ясно проблему и проповедовать, используя мои писательские способности, с целью осуществления реформ. Он сказал, что я наделен способностью выражать свои мысли в письменной форме, и я должен использовать ее. Я уже начал обдумывать письмо, которое мне хотелось бы написать одному из моих духовных братьев, являющемуся гуру, и я уверен, что Кришна даст мне и другие возможности использовать свои литературные способности для того, чтобы побудить преданных к изменениям – несмотря на то, что это уже слишком поздно, и доверие к нам упало до самого низкого уровня.

Перед отлетом Шеши в Америку мы около часа гуляли с ним вдвоем по окрестностям. Я признался ему, что ожидаю того момента, когда буду просить прощения у преданных: с радостью, но также и со страхом. Шеша посоветовал мне просто смириться с этой необходимостью, поскольку это то, чего хотят вайшнавы. И даже если я не чувствую пока внутренней убежденности, если я смирюсь с необходимостью этого шага и начну действовать, убежденность, в конце концов, ко мне придет.

Из новой книги Е. С. Сатварупы даса Госвами «Моя личная реформа как духовного учителя»