Внутреннее удовлетворение

Когда человек всего себя отдаёт трансцендентному любовному служению Господу, он обретает внутреннее удовлетворение и потому перестаёт искать чувственных удовольствий и заниматься кармической деятельностью. Но тому, кто не служит Господу, приходится удовлетворять прихоти собственных чувств, потому что живое существо не может находится в бездействии. Человек, лишённый сознания Кришны, всегда действует в собственных интересах или в интересах своих родных и близких. Однако человек в сознании Кришны каждым своим действием старается доставить удовольствие Кришне и потому никогда не станет действовать ради удовлетворения собственных желаний.

Йог, не знакомый с сознанием Кришны, вынужден механически подавлять в себе материальные желания, прежде чем достигнет высшей ступени совершенства. С помощью ума человек должен освободиться из материального плена, а не деградировать, опускаясь в низшие формы жизни. Ум может быть и другом обусловленной души, и её врагом. В системе йоги особенно важными элементом и центром деятельности является ум. Цель йоги — обуздать ум и освободить его от привязанности к объектам чувств.

Ум необходимо приучить действовать так, чтобы он смог вытащить обусловленную душу из трясины неведения. В материальном мире живое существо находится во власти собственного ума и чувств.

По сути дела, чистая душа остаётся в этом мире только потому, что её ум находится под влиянием ложного эго, которое стремится господствовать над материальной природой. Поэтому ум необходимо научить противостоять соблазнам материальной природы. Живое существо не должно деградировать из-за привязанности к объектам чувств. Чем сильнее оно привязано к ним, тем больше запутывается в сетях материальной жизни. Самый лучший способ освободиться от материальных привязанностей — заставлять ум всегда действовать в сознании Кришны. Человек обязательно должен сделать это.

В Ведах сказано: «Ум может стать причиной рабства, а может и привести к освобождению. Поглощённый мыслями об объектах чувств, ум превращает человека в раба, а отрешенный от этих объектов, освобождает его» (Aмрита-бинду-упанишад, 2). Таким образом, ум, всегда занятый деятельностью в сознании Кришны, поможет человеку достичь высшей ступени освобождения.