Бхакти Викаша Свами Махарадж

Внутренне мы должны развивать отречение

Нам надо говорить людям, что к чему бы мы ни стремились, о чём бы мы ни думали, что это хорошее, о чём бы мы ни думали, что это успех — это всё бессмыслица. Всё, что происходит в этом мире, кроме сознания Кришны — это всё смехотворная нелепость. Или вы можете дать другой пример — вы управляете машиной, едете очень быстро, очень хорошая комфортабельная машина едет прямо в кирпичную стену. И в то же самое время вы настраиваете своё сиденье, чтобы сейчас было очень удобно. «Вы едете прямо в кирпичную стену, нажмите на тормоз, остановитесь!» «Не беспокойте меня, я настраиваю своё сиденье. Что вы имеете в виду? Это очень удобная машина, очень безопасная. Она получила награду “Самая удобная машина года”! Что вы такое говорите мне?»

Вот это всё, что мы хотим отдельно от Кришны, — бессмысленно, это глупость. Так много больниц, у них есть колени для пересадки, сердце, что там ещё? Почки. Что ещё? Вы можете получить искусственную руку, искусственные ноги, что ещё? Вы не можете слышать? Можете получить слуховой аппарат. И потом ничего не остается — всё пластиковое. Вы можете всё себе пересадить, но вы не знаете, что скоро вам предстоит полная пересадка. Пересадка сердца, пересадка коленей, пересадка почки — скоро вам предстоит пересадка тела! Вы можете получить полную пересадку всего, вас перенесут из одного тела в другое, и какой же тип тела? Вы можете заказать тело какое вам хочется? Нет, вы не можете. В следующей жизни вы бы хотели заказать себе тело, чтобы не было никаких проблем с сердцем, с почками. Окей, теперь у вас большое сильное здоровое тело… буйвола! Мои поздравления! Это то, что мы получаем: если вы начинаете слишком беспокоиться о физическом здоровье, то вы можете получить очень здоровое тело. Мы никогда не слышали о больных и слабых львах, не так ли? Никогда не слышали о больном, слабом льве. Возможно, когда они становятся старыми, они тоже становятся больными и слабыми, но всё же у них очень сильные тела. Или слоны, мы никогда не слышали о слабом слоне, не так ли? Это ещё один оксюморон.

Итак, мы можем получить тело животного, если мы очень сильно заботимся о теле. И затем из-за тела, из-за привязанности к телу мы развиваем привязанность к семье, и мы становимся такими беспокойными. Это очень жестоко, на самом деле это может звучать очень жестоко, эти описания из Бхагаватам: всё хорошее в этом мире Бхагаватам отвергает как глупость.

Какая наиболее приятная вещь? Славный маленький ребёнок. Агу-агу-агу [Махарадж подражает гулению ребёнка]. Бхагаватам утверждает, что человек становится… Вы читали это? Это тоже из Третьей песни, «Учение Господа Капилы». Милый лепет ребёнка гипнотизирует людей, и они становятся полными глупцами. И привлечённые этим они не осознают, что привязанность к детям, привязанность к чему угодно в этом мире, она просто-напросто связывает нас в этом материальном мире. Мы храним фотографии наших… Мужчина едет в заокеанские страны, чтобы тяжело работать, заработать денег для своей семьи, и хранит фотографии тех, из-за кого он так тяжело работает. Это привязывает к материальному существованию.

С другой стороны, иметь полностью жёсткое сердце и отвергать любые формы привязанностей в этом мире — это тоже нежелательно. Пребывать в полной непривязанности — как тогда мы будем жить в этом мире?

Нам не полагается быть мерзкими по отношению ко всем. Нам полагается быть добрыми. Маитрах̣ карун̣а эва ча — Кришна говорит (Б.-г., 12.13-14). И что это значит? Это означает давать сознание Кришны, но ещё и означает взаимодействовать с людьми в приятной манере. Без необходимости мы не ведём себя в неприятной манере с другими.

Итак, Бхагаватам описывает это как то, что внутренне мы должны развивать отречение, но грихастха должен выполнять свой долг по отношению к членам своей семьи. Но внутренне он должен знать, что всё в этом мире временно, что у него нет реальных взаимоотношений с любым из членов его семьи на мирской платформе.

Если члены семьи тоже преданные, то тогда члены семьи совместно культивируют сознание Кришны, их вечные взаимоотношения друг с другом. И в то же время еда должна быть приготовлена и подана на стол, счета оплачены, поэтому всё происходит в обычном порядке, как и у всех, но есть большое отличие: Кришна — в центре. Поэтому Господь Капила рекомендует, что точно так же, как и человек, если он смотрит на свою жену как на объект наслаждения, то это привяжет его к этому материальному миру. И то же самое для женщины, которая, как предполагается, должна смотреть на своего мужа как на пати-девата.

Пати-девата означает, что её муж как Бог для неё. Но в то же время вы должны осознать, что любая телесная привязанность — это то, что привязывает нас к этому материальному миру. Поэтому мы действительно должны видеть каждого в этом мире как неотъемлемую часть Кришны. И с теми, кто действует на этой платформе, поддерживайте отношения на этой платформе.

Вот почему в «Шримад-Бхагаватам» и в вайшнавской культуре очень сильно подчёркивается: не смотрите на преданных с точки зрения их материального происхождении или их касты. Существует очень сильное сознание, возможно, в Бангалоре до некоторой степени это разрушается, но в более маленьких городах кастовое сознание очень сильно.

Но если мы смотрим на преданного в соответствии с его кастой и относимся к нему соответствующе, то это в действительности оскорбление. Ваишнаве джате будхих («Падма-пурана»). Итак, если мы не смотрим на преданных в соответствии с их преданностью, если мы судим их в соответствии с их материальным положением: насколько образованны они, насколько они богаты или бедны, красивы или нет…

Мы постоянно слышим про каких-нибудь парней, которые заявляют, что женятся только на красивой девушке. Сами они при этом ужасно уродливы, но они хотят жениться только на красивой девушке. И вокруг не так уж много красивых девушек, простите, дамы. Но почему (он хочет жениться на красивой)? Главный критерий должен быть: преданная ли она, поможет ли она мне в духовной жизни? Будем ли мы служить Кришне вместе? Такие рассуждения должны быть. Так что это такое уравновешивание в семейной жизни сознания Кришны. С одной стороны, никто не должен быть привязан к членам семьи, с другой стороны, каждый должен быть ответственным, чтобы жить с ними.

И будет какая-то привязанность. Не так что преданный просто становится абсолютно жёстким, гадким. «А! Ты майя!» Муж говорит: «Ты майя!» А она: «Ну, ты тоже для меня майя. И какого чёрта мы делаем вместе?» «Хорошо, давай разведёмся». Но вам не полагается делать так. Ожидается, что вы будете помогать друг другу в сознании Кришны.

Но в то же время Кунтидеви — у кого может быть семья лучше, чем у неё? Я имею в виду, конечно, её муж уже ушёл, но, по крайней мере, её близкие родственники, её сыновья — они все великие преданные Кришны. Но она тоже молилась Кришне: снеха-па̄ш́ам имам̇ чхиндхи (Бхаг., 1.8.41) — «Пожалуйста, разруби верёвки привязанности». Что это? Мы были бы счастливы иметь такую привязанность — др̣д̣хам̇ па̄н̣д̣ушу вр̣шн̣ишу (Бхаг., 1.8.41) — к Пандавам и Вришни. Вришни — это члены семьи Кришны. И мы хотим иметь такого рода привязанность, но она думала: «Я всего лишь вижу их как членов моей семьи». Но мы должны видеть их в первую очередь как преданных.

Е.С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции по Шримад-Бхагаватам 3.29.11-12