Измените свое видение: как превратить внутреннюю боль в великое приобретение?

Все мы знаем на собственном опыте или из бесед с другими людьми, что ничто так не овладевает нашим умом, как боль разочарования во взаимоотношениях. Даже любовь не настолько занимает наши мысли, как нанесенное оскорбление! В голове постоянно крутится: «Почему она так сказала? Почему он так поступил со мной? Я не заслуживаю такого обращения…»

Если человек принимается за духовную практику в таком умонастроении, то вскоре он становится рассеянным и чувствует неудовлетворенность. Есть простой совет, как преодолеть такие ментальные блоки. Пожалуйста, попробуйте — это действительно помогает!

Пожалуйста, никогда не чувствуйте разочарования, беспокойства или раздражения из-за неприятностей, которые причиняют вам другие люди. Всем нам приходится встречаться с какой-то кармой.

Как вы, возможно, знаете, существуют три вида кармы:

  1. Карма, которую можно легко изменить с помощью благочестивой деятельности, такой как повторение мантр или проведение особых жертвоприношений.
  2. Карма, которую нельзя изменить так легко. Даже хотя мы совершаем благочестивую деятельность, остается 50%-я вероятность того, что этот второй тип кармы все еще остается с нами. Несмотря на наши усилия увеличить свое благочестие и духовность, она по-прежнему поджидает нас. Но благодаря «надлежащей практике и отречению» появляется 50%-я вероятность того, что она уйдет.
  3. Карма, которая обязательно будет воздействовать на вас, пока вы находитесь в материальном теле. Все, что вы можете сделать, – это научиться жить с этой кармой, изменив свой взгляд на нее и ее причины. Именно этот третий (и второй) тип кармы Кришна сводит к минимуму для своих преданных, чтобы дать им все еще необходимые уроки. Но, тем не менее, она неизбежна.

К третьей категории кармы относятся страдания, причиняемые другими людьми (адхибхаутика-клеша). Царица Кунти упоминает этот тип кармы, говоря о страданиях, связанных с социальными отношениями: «Раздоры же между живыми существами возникают только на почве социальных отношений» («Бхагавад Гита», 1.8.28).

Шрила Прабхупада поясняет: «Карма приносит обусловленной душе и счастье, и страдания. И то и другое предначертано вечным временем. Как страдания приходят к нам не по нашей воле, так и удача может неожиданно свалиться нам на голову, потому что все это предопределено кармой. […] Каждый страдает и наслаждается тем, что уготовано ему судьбой. Вступая в социальные отношения, живое существо само определяет свою судьбу».

В «Шримад-Бхагаватам» мы находим пример брахмана Аванти, который, размышляя над бедами, причиненными ему другими людьми, понял одну удивительную вещь. Он ясно увидел, что его несчастья были не чем иным, как скрытой милостью Господа. Его оклеветали, отняли у него все и даже побили. Однако сказал себе так: «Шри Хари, Господь полубогов, должно быть, доволен мной. Только Его милостью я оказался в этом жалком положении и так развил в себе отрешенность, которая, словно лодка, переправит меня через океан материального существования».

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур комментирует: «Когда брахман понял, что страдания помогли ему развить отрешенность, он преисполнился радости, понимая, что его так называемая неудача в действительности была особой милостью Господа. Такая отрешенность от материалистического образа жизни является верным признаком беспричинной милости Господа, и для брахмана оно стало подходящей лодкой, на которой он смог пересечь океан материального существования» («Бхагавад Гита», 11.23.28).

Таким образом, на более глубоком уровне мы находим только приобретения… даже во внутренней боли!

Е.С. Шачинандана Свами