Ведический взгляд на благосостояние

Бхактиведанта Садху СвамиЧасто люди думают, что состоятельный в материальном отношении человек обязательно должен быть бессовестным и наглым. Однако богатство, созданное в низких гунах, не является благосостоянием; оно не приносит человеку счастья, напротив, навлекает на него беду. Кроме того, человеку в страсти и невежестве, сколько бы он ни имел, все равно мало. А это и есть бедность. Раджа гуна означает неправильное отношение к деньгам. Все начинается с расточительности, с желания произвести на кого-то впечатление, затем это переходит в разочарование от черной неблагодарности, затем в жадность. Признаком того, что человек стал жадным, является то, что деньги идут к нему неохотно…

Бхактиведанта Садху СвамиЧасто люди думают, что состоятельный в материальном отношении человек обязательно должен быть бессовестным и наглым. Однако богатство, созданное в низких гунах, не является благосостоянием; оно не приносит человеку счастья, напротив, навлекает на него беду. Кроме того, человеку в страсти и невежестве, сколько бы он ни имел, все равно мало. А это и есть бедность.

Раджа гуна означает неправильное отношение к деньгам. Все начинается с расточительности, с желания произвести на кого-то впечатление, затем это переходит в разочарование от черной неблагодарности, затем в жадность. Признаком того, что человек стал жадным, является то, что деньги идут к нему неохотно, их получение связано с чрезмерными усилиями и страданиями.

Тама гуна означает плохое отношение к деньгам. Начинается это с уныния по поводу того, что денег мало, а заканчивается презрением к тем, у кого они есть. Таких людей закон кармы держит подальше от денег. Имея деньги, они подвергают свою жизнь опасности.

Настоящее материальное благосостояние создается правильным отношением к деньгам, в гуне благости. Нужно чувствовать симпатию к деньгам, но без привязанности к ним.

Важный момент – это то, как мы расстаемся с деньгами. В страсти люди тратят их только на то, что, по их мнению, принесет им выгоду или наслаждения. Чтобы развить в себе благость, мы должны научиться жертвовать часть средств на благие дела, причем спокойно, без ожидания какой-то выгоды, престижа или даже благодарности. Проверить, находимся ли мы в благости, можно так: если нам не жалко жертвовать деньги, значит, находимся. Всем приходится много работать, чтобы получить средства к существованию, но не наши усилия являются главной причиной благосостояния. Главной причиной является дайва, сверхъестественная сила, которую люди называют удачей. Удача и благость – неразлучные сестры.

Иногда встречаются люди, которые выдвигают такой аргумент против закона кармы: “Если бы я видел в жизни, как человек, берущий чужое, сразу же получает по рукам, я поверил бы в то, что в мире действуют законы Бога. Однако чаще всего я вижу обратное: жулики процветают, а люди порядочные находятся в тени. Где же тут справедливость?” Веды дают два ответа на этот аргумент. Первый ответ заключается в том, что последствия совершенного поступка приходят сразу же, но на уровне тонком, психическом. Можно ли назвать процветающим человека, который причинил страдания другим и живет теперь в страхе и злобе?
Должно пройти какое-то время (иногда большое), пока тонкая апрарабдха карма перейдет на грубый, видимый план, как месть обиженного человека или принудительная жизнь за решеткой (прарабдха карма).

Второй ответ заключается в том, что если бы закон кармы работал так примитивно, по схеме поступок – видимая реакция, тогда все люди поступали бы правильно, но не из любви, не по собственному желанию, а из страха перед неминуемым наказанием или ради вознаграждения. Поэтому закон кармы сначала создает последствия поступков на уровне психическом, чтобы у человека было время самому подумать, раскаяться и изменить свою жизнь.

Высший смысл закона кармы не в наказании, а в исправлении. Поэтому, если человек принимает знание от Бога и решает начать новую жизнь, его старые кармические долги списываются по мере укрепления на духовном пути. Полностью избавиться от кармы и вернуться в духовный мир может тот, кто обрел бхакти – способность служить Богу и всем дживам из любви, без кнута и пряника.

Энвер Измайлов. Основы учения Вед. Метафизика.