Вайшнавский этикет

Если вы посмотрите с точки зрения вайшнава, вы увидите совсем другую иерархию. Истинную иерархию увидите.

В «Брихад-бхагаватамрите» Нарада Муни пошёл этим путём. Он начал с обычного преданного, брахмана. Но брахман указал на более высокий духовный уровень — на одного кшатрия, царя, который, как брахману казалось, как вайшнав был ещё выше.

Нарада пошёл прославлять царя, а тот сказал:
— Я земной человек всего лишь навсего. Иерархия вайшнавов выходит за пределы Земли. Это не обычная царская иерархия или династия. Вайшнавы берут своё начало от Кришны, за пределами материального мира. Поэтому, если ты в этом мире ищешь, посмотри туда — Индра, вот он — вайшнав. За пределами Земли ищи, на Земле ты не найдёшь таких вайшнавов. Он тоже царь, но он лично принимает участие в играх Кришны. Я лишь поклоняюсь.

И Нарада тогда думает: «О, Индра? Индра — вайшнав, как я не понял этого? Не просто полубог, он ещё и вайшнав», — и пошёл петь ему песни.

Индра засмущался сразу, когда его стали прославлять как вайшнава. Как полубога прославляют — он принимает: «Царь, да». Но как вайшнава…
— Простите, — он говорит, — простите, это не ко мне. Какой я вайшнав? Я вот, видите, буквально вчера наслал Самвартаку на Вриндаван. Это вчера буквально случилось, а вы прославляете меня сегодня. Стыд-позор… Я вообще не вайшнав, я вообще не преданный. Я потом столько прощения просил за свои грехи, едва получил его. Я демон на самом деле! Если ты хочешь настоящего вайшнава увидеть — это только Брахма. Нет больше в этом мире вайшнавов. Он — высочайшая личность.

Нарада, сын Брахмы, идёт и поёт песни Брахме. Теперь он видит его не просто как отца, он видит его как высочайшего вайшнава.

Брахма тоже смущается:
— Нет, Нарада, если ты ищешь настоящего вайшнава, то в материальном мире не бывает таких чистых вайшнавов, о которых ты сейчас поёшь. Я тоже имею недостатки. Вайшнав — это тот, кто полностью чист сердцем. Я же благословляю демонов, у меня есть сомнения. Иногда я вмешиваюсь в игры Кришны, как материалист. Хотя мне даётся это право, но это моё несовершенство. Я краду мальчиков-пастушков и телят. Я сомневаюсь, я испытываю Кришну всякий раз. Нет-нет-нет, я не такой вайшнав, Нарада. Я скажу, куда идти надо — Шива! Он тот, кто выглядит, как демон, но вот это — настоящий вайшнав. Это единственный вайшнав во вселенной на самом деле, других таких нет. Кто бы, имея такое общение, не отклонялся ни на секунду от сознания Кришны? Такого не бывает. Это сверхвайшнав вообще.

И Нарада, забыв, что они братья с Господом Шивой, видит в нём вайшнава, идёт и прославляет его как духовного учителя всего мира.

Шива очень удивляется:
— Нарада, что с тобой? Мы ж с тобой братья. Что ты делаешь? Ты видишь во мне вайшнава? Нет-нет-нет… Я всё-таки соприкасаюсь с таким невежеством, я распространяю майяваду. Я благословляю всех демонов, я веду себя как авайшнав. Какой я вайшнав вообще? — он не признаёт этого.

И затем возвращает Нараду снова к Земле:
— Есть такие вайшнавы, которых ты ищешь. Не все это знают, это может быть не проявлено — Прахлада Махарадж. Царь демонов. Это не проявлено. Но дело в том, что он постоянно думает о Господе.

Смаранам, этот процесс бхакти, олицетворяет именно Прахлада Махарадж.

— Практически с самого рождения он постоянно поглощён этим. Он каждую секунду находится в этом настроении. Всепоглощающем настроении — он настолько привязан к Господу. Ни о чём другом не думает вообще. Никогда. Вот это вайшнав, — говорит Шива, — я ему поклоняюсь. Я не мог подойти к Нрисимхадеву… Хотя на меня смотрели все. Брахма даже и не пытался. На меня сначала посмотрели, но я тоже не решился подойти к Нрисимхадеву. Не такой уж я и преданный. Прахлада Махарадж — абсолютно бесстрашно…

И Нарада идёт прославлять Прахладу Махараджа. А тот плачет, когда слышит всё это:
— О чём ты говоришь, Нарада? Конечно, это правда, я не забываю Его ни секунду, это невозможно для меня. Это мой Господь, но ты знаешь, в чём моя печаль? Ведь Его рядом со мной нет. Это только в моём уме. Его нет рядом. Никогда. Вот Хануман, смотри, какой преданный! Там, где Рамачандра, там и Хануман. Они не разлучаются никогда. Вот это преданный. Вот, я понимаю, он уже непосредственно общается с Ним. А я только думаю о Нём.

Нарада подумал: «О Боже мой… Я их всех знаю, но сейчас открывается что-то удивительное…»

Эта иерархия вайшнавов удивительна. Мы прошли от брахмана до Брахмы, до Господа Шивы. Вернулись снова к царю демонов. А теперь к обезьяне. Удивительная преемственность — не телесная совершенно. Никаких телесных концепций.

И Нарада прославляет Ханумана, забывая про телесную концепцию, эти все различия:
— Ты величайший преданный Господа Рамы! Ты всегда рядом с Ним, вы не разлучаетесь.

Хануман подтверждает:
— Да-да, Нарада, да. Да, я всегда с Ним, конечно. А что? Куда мне ещё? Я к Нему очень привязан. Что я могу поделать? Но куда я иду, Господь за мной не идёт. Куда Он — туда я. Но вот если я куда-то пошёл, то Господь за мной не пойдёт. А вот Пандавы… Они не ищут встречи с Ним, Он Сам к ним приходит. Они заняты царскими делами, управлением, а Кришна Сам приходит: «Как дела? Что, проблема? Сейчас Я помогу. Скажи Мне, в чём проблема. Скажи, скажи, скажи… Я же здесь». Вот это преданные!

Нарада в шоке. Действительно… Удивительно… Всё в материальной истории запутанно, а тут так ясно.

Мы видим, как вайшнавская линия, сампрадая, идёт. А что это такое? Как идёт парампара — это не какие-то телесные вещи. Парампара может протекать через вообще неизвестного никому человека. Он может в безызвестности остаться. Некоторые спутники Господа Чайтаньи остались в безызвестности, потому что никакой славы, никакой известности не хотели.

И Нарада прославляет Пандавов, а Пандавы говорят:
—- Да Нарада, Нарада, Нарада, подожди… Ты наш объект поклонения… Ты что говоришь вообще? Ты для нас как Бог, и ты нас так прославляешь… С чего ради-то вообще? Что ты нам поёшь такие песни? Мы обычные цари, увязшие в этих проблемах политики с Дурьйодханой. Счёты сводим всю жизнь. Да, Кришна приходит, но, но, но, но… Мы тебе покажем настоящих преданных. Если ты ищешь настоящих преданных, иди в Двараку. Потому что Кришна приходит к нам, а потом уходит в Двараку. Живёт-то Он в Двараке. Не с нами. Вот Его город. Вот Он там Сам. И там Его преданные. Вот это настоящие преданные, Он с ними не разлучается. Он их всех из Матхуры перенёс на собственных руках туда, в Двараку. Для них город построил. Вот это преданные.

«Эти Ядавы? — подумал Нарада. — Эти цари? Величайшие преданные?» — и пошёл в Двараку. Стал петь песни тоже там.

И выяснилось, что жители Двараки говорят:
— Нет-нет-нет-нет. Мы живём в одном городе, но у нас тоже тут свои проблемы. Тут камень Сьямантаку не поделили… Э-э, не-не-не… Вот Уддхава. Если ты ищешь преданного настоящего, то это не к нам. Вот Уддхава настоящий преданный. Это все тебе подтвердят. Даже Сам Кришна это подтвердит тебе. Считай, что ты нашёл нужного человека. Сам Кришна говорит: «Уддхава — самый близкий для Меня преданный. Ближайший друг». Он может днём, ночью, в любое время прийти, общаться с Ним, спать с Ним, есть с Ним — всё что угодно. Он носит Его одежды, Его гирлянды. Он похож на Него, как две капли воды. Кого тебе ещё искать? Уддхава! Ученик Брихаспати, гуру полубогов, при этом.

Нарада подумал: «Вот моя цель». И стал петь песни Уддхаве.

Уддхава… Расплакался навзрыд:
— Я тоже так думал, Нарада… Ты понимаешь, я ж тоже так думал, потому что меня Сам Кришна ввёл в заблуждение. Он мне лично сказал: «Ты — Мой самый лучший преданный. Самый близкий, самый дорогой Моему сердцу». И я в это поверил… Я, учёный человек, поверил в такую глупость вообще. Если ты ищешь преданных… Ну хорошо, я тебе раскрою религию. Ты не всё знаешь, Нарада. Ты когда-нибудь был на Голоке Вриндаване? Ты когда-нибудь был во Вриндаване вообще? Там такие преданные, которые в Нём даже Бога не видят… Такая сила любви.

Уддхава рассказал эту историю, как Кришна посылал его во Вриндаван…

Это иерархия. В этой иерархии — самые великие личности. В чём их величие? Они указывают, обратите внимание, на того, кто выше.

Если мы хотим стать преданными, мы должны научиться этой культуре — указывать всегда на того, кто выше. Это называется гуру-таттва. Все эти личности принадлежат к гуру-таттве. Они все — великие личности, потому что, куда они ни укажут, — вы придёте к Кришне в любом случае. Любой из них. Тот начинающий брахман, или тот царь, или Индра. Может быть, они не такие совершенные, они так себя считают. Может, мы тоже думаем, что они не полностью совершенны. Но они указывают на Кришну — все. И результат будет одинаковый.

Это культура вайшнавов. Безупречная культура. Поэтому не принижается ни один из них. Когда Нарада эту иерархию изучает, он не принижает ни одного из них. Он прославляет каждого, а тот указывает на другого. Нарада прославляет следующего, и тот указывает на следующего. Нарада прославляет, он только прославляет. Он никому не говорит: «А-а, я понял, что ты не преданный… Я пошёл дальше». Он не наносит ни одного оскорбления. Он только их всех прославляет. И в итоге он приходит к Кришне, во Вриндаван. Через все эти пути: через Брахма-локу, через Шива-дхаму, через Хастинапур, через Двараку. В конце концов Нарада приходит во Вриндаван, оказывается в том настроении, о котором говорил ему Уддхава — о жителях Вриндавана.

Е.М. Чайтанья Чандра Чаран прабху