В ведической культуре нет такого понятия как рабство

Еще один момент, относящийся к другой категории — это назначение себя на роль шикша-гуру. Кто-то может проповедовать другим, приводить их в сознание Кришны, но при этом он не имеет право заявлять: я твой шикша гуру. Может быть к нему так относятся другие, но вы не можете этого заявлять: сейчас ты должен делать то что я говорю. Даже дикша-гуру, они вскоре обнаруживают, что вы не можете ожидать от учеников такого беспрекословного подчинения всему, что вы говорите, потому что у людей есть свои ограничения. Они пытаются быть преданными, это не означает, что они совершенные преданные.

И хотя с точки зрения учеников, они всегда должны делать то, что говорит гуру, но гуру должен быть достаточно гибким, чтобы понимать, что люди на разном уровне и большинство преданных – не очень-то преданные и даже те, кто более преданные. Ученик – это еще не раб. Может быть в гурукуле так мальчиков воспитывают. Это описывается в Бхагаватам. Иногда слово «дас» переводится как раб. Но нет такого понятия как «рабство» в ведической культуре. Но слово «дас» — слуга в таком светском смысле, хотя опять же в культуре варнашрамы нет такой четкой границы между светскостью и духовностью. То есть слово раб на хинди… То есть нет такого термина на самом деле. Как, например, слово развод. Развод есть в арабском и других языках.

Итак что, когда мы заявляем, что мы – шикша-гуру и пытаемся доминировать, господствовать над другими, это не очень правильно. Естественно, преданные, которых ведут другие, они склонны смотреть на своих поводырей, которые делают это с любовью, они склонны смотреть на них как на шикша-гуру. Но требовать, что я тебе проповедавал, сейчас я твой шикша-гуру, и ты должен делать то, что я говорю, это неправильно.

Я хотел вот эти моменты осветить. Это разные анартхи, которые я здесь не наблюдал, в частности, я их замечал в других местах. Проблему шишкша-гуру можно наблюдать в разных частях мира, особенно в тех местах где люди склонны в силу своей культуры к некой покорности и смирению, например, в России. Потому что история России – это история жесткого правления, крайне жесткого правления, возможно больше, чем в других больших державах мира. То есть люди там привыкли делать то, что им говорят, иначе их жестоко накажут. Конечно, сейчас не так в России, но такова была культура, поэтому люди они склонны к этой покорности, в Индии тоже, из-за этой религиозной культуры, следования гуру. Но ситуация совсем меняется, в корне меняется, если вы отправляетесь, например, в Америку, где все свободны и я делаю то, что я захочу и я не делаю то, что мне говорят. Хотя они все делают.

Если вы присоединитесь к компании, и скажете, что я не делаю, что мне говорят, вас просто на работу не возьмут. То есть, есть такая идея, что вы свободны. Это земля свободы. Но в Индии вот из-за этой культуры, от людей ожидается, что они будут принимать авторитет старших, духовно-продвинуты людей. Так что, вполне возможно эксплуатировать людей, пользуясь такой культурой. И даже если у человека хорошие намерения, он хочет вести человека, руководить им, но, тем не менее, вы все равно не можете заставлять людей или просто говорить: сейчас я твой шикша-гуру. Это должно с их стороны исходить. И во многих случаях это даже не нужно высказывать, озвучивать.

Я руковожу многими преданными, я как бы веду их, они обращаются ко мне за советом. Они официально не получали у меня посвящения, но они иногда могут приходить ко мне. Возможно, они получали посвящение от кого-то другого. Они задают вопросы. Но не говорю: «Сейчас я ваш шикша-гуру и вы должны делать все, что я говорю». Это естественные отношения.

Е. С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Некоторые анартхи»