В санскрите нет такого слова как «развод»

разводСогласно феминистам как в ИСККОН, так и за его пределами, если вы не считаете, что женщины могут делать все или должны делать все то же, что и мужчины, вы ненавидите их. Это странное понимание. Оно вполне распространено. Мы не читаем в Бхагаватам, чтобы Кунтидеви говорила: «Я же преданная, дайте мне лук и стрелы! Я пойду буду сражаться в войне тоже!» Рукмини умела управлять колесницей. Но мы не читаем, чтобы она сражалась. Когда Кришна регулярно выезжал из Двараки, Рукмини не говорила: «Эй, дай мне лук и стрелы тоже!» Однажды Кришна взял Сатьябхаму. Есть такое описание. Но она не сражалась. Кришна взял Сатьябхаму на войну с Банасурой. 

разводСогласно феминистам как в ИСККОН, так и за его пределами, если вы не считаете, что женщины могут делать все или должны делать все то же, что и мужчины, вы ненавидите их. Это странное понимание. Оно вполне распространено. Мы не читаем в Бхагаватам, чтобы Кунтидеви говорила: «Я же преданная, дайте мне лук и стрелы! Я пойду буду сражаться в войне тоже!»

Рукмини умела управлять колесницей. Но мы не читаем, чтобы она сражалась. Когда Кришна регулярно выезжал из Двараки, Рукмини не говорила: «Эй, дай мне лук и стрелы тоже!» Однажды Кришна взял Сатьябхаму. Есть такое описание. Но она не сражалась. Кришна взял Сатьябхаму на войну с Банасурой. В Камрупе это, в Ассаме, это выше к северу от Камрупы – Праджьотишпура – это место Банасуры было.

Так что давайте установим какое-то здравомыслие сначала в обществе и покажем людям как жить как люди. Если мы слишком торопимся показать себя трансцендентными к социальным правилам… Фактически мы еще не поднялись над ними, мы ниже их. Мы не поднялись над варнашрамой, мы ниже ее.

Мы можем критиковать индусов, смарта-брахманов и так далее, но в традиционном индуистском обществе нет разводов, нет такого слова в санскрите как «развод». Они выдумали этот термин «виваха-вичет». И на хинди это называется «талак», это взято из ислама, потому что в индуизме такого понятия не было.

Так что давайте хотя бы придем к этому уровню. Возможно, можно пренебрегать такими правилами, как передавать что-то там правой или левой рукой. То есть, есть какие-то разные правила в варнашраме, которые считаются цивилизованными среди людей, если вы следуете всем этим мелочам. Но есть очень важные вещи, как например не разводиться, чего к сожалению в нашем Обществе нет. В нашем Обществе, в ИСККОН у нас нет таких стабильных семей, которые могли бы дать фору семьям млечх. Давайте сначала это установим. Затем мы можем уже подумать о каких-то исключениях. Но если у нас люди разводятся. Давайте не будет обвинять кого-то в отдельности, но просто это понятие само…

В случае развода каждая сторона обвиняет другую. Я был хорошим, а вот та была плохая. Поэтому никогда не узнаешь: кто там виноват. Шрила Прабхупада пишет, что разводы из-за женщин. Он прямо в Бхагаватам в комментарии пишет об этом, что причина – женщина. Так что давайте установим какую-то стабильность на человеческом уровне. Варнашрама предназначена для того, чтобы поднять нас на уровень человеческой цивилизованной жизни. Давайте сначала это сделаем, прежде чем говорить, о том, чтобы подняться над этим.

Прежде чем говорить о том, чтобы подняться над варнашрамой, давайте поднимемся на этот уровень. Конечно вайшнавы по своей природе выше этого, но в социальном плане мы еще недотянули до цивилизованного уровня варнашрамы.

Бхакти Викаша Свами,
фрагмент из лекции
«Напряжение между варнашрамой и вайшнавизмом»