В Кали-югу рекомендуется харер нама

Я расскажу вам кое-что другое, раз я говорю о шутках. Это не шутки, это факт. Когда по милости преданных мне позволили присоединиться к этому Движению, в 1975 году, было довольно распространено дикое повторение джапы. Брахмачари просто бились, сознательно бились головой о стену.

Я никогда так не делал. Мне казалось, что это очень больно. Я полагаю, они делали это, когда обнаруживали, что засыпают или, может быть, ум ушел. Конечно, если вы очень сильно так сделаете, то вы точно отключитесь. Время от времени был слышен такой звук «бум», удар о стену головой. Но я не нахожу, что это в шастрах рекомендуется. Как это можно назвать? Шраванам, киртанам, мата-даланам. Такого мы не находим. Так что да, интенсивное, да.

Но есть пример Рагхунатхи даса Госвами. Он был интенсивным во всем. Может быть, он самый знаменитый. Самая его знаменитая молитва… Она настолько знаменита, что я забыл, как она называется. Это величайший труд среди Гаудиев, и он настолько возвышен, что мы о нем много и не говорим. «Вилапа-кусуманджали». Это называется подношение кусума. Кусум — это определенный сорт цветов, а вилап — значит скорбь. Это невероятно интенсивная молитва, в которой он молится Шримати Радхарани. Например, он говорит: «Без служения Тебе у меня нет желания жить, я не хочу Вриндаван или Кришну». Это очень интенсивная молитва. И этому не нужно подражать. Мы не должны говорить: «Я не хочу Кришну». Наверно, после Чайтаньи Махапрабху Рагхунатха дас Госвами — величайший символ интенсивности в преданном служении.

Есть много примеров. Бхарата поклонялся обуви Рамы. А его пищей был ячмень, сваренный в коровьей моче. Потому что он думал: «Если Рама страдает в лесу, то почему я должен наслаждаться здесь, в городе?» И хотя он мог жить во дворце, он жил, как садху, в хижине. И в практике преданного служения есть много примеров людей, которые покидали дома, совершали суровую аскезу, тапасью. Но в Кали-югу нам рекомендуется харер нама харер нама харер намаива кевалам калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха (Брихан-нарадия-пурана), повторять Cвятые Имена Кришны.

Нет другого пути. Стхане стхитах (Бхаг., 10.14.3), нужно оставаться на своем месте, в своем положении и совершать чистое преданное служение. Бхактивинода Тхакур говорит: «Продолжайте делать то, что вы делаете, и найдите прибежище у святого имени».

У Бхактивиноды Тхакура было четырнадцать детей, и он очень интенсивно участвовал в этом мире. Но так же интенсивно он был занят преданным служением Кришне. Мы можем это видеть из его литературных работ. Качество и объем его произведений говорят о человеке, который был интенсивно погружен в преданное служение. <…>

Итак, Бхактивинода Тхакур и Шрила Прабхупада показали, как жить семейному человеку в современном мире и как быть полностью занятым чистым преданным служением.

Е.С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Тивра-бхакти — интенсивная преданность, часть 2», 2 декабря 2012, Хайдарабад, Телангана, Индия