В чем состоит выбор души?

При полном отсутствии Йога майи качества души разделяются 50% на 50%. Я сейчас хочу объяснить эту концепцию. Как мы много раз говорили, у души есть качества Кришны. У Кришны очень много качеств. Когда мы рассматриваем качества Кришны, мы говорим, что Он управляет всеми вселенными, Он сладкий, Он такой и такой. Т.е. все эти качества Кришны существуют также в душе. Почему? Потому что душа — неотъемлемая частичка Кришны, поэтому естественно все они должны присутствовать в душе. Теперь возникает такой вопрос: А в каком количестве они присутствуют?

На самом деле нас интересуют два типа качеств. Первый тип качеств, это качества, которые украшают душу, т.е. искренность, правдивость и т.д. И другой тип качеств, которые относятся к управлению, т.е. качества ишвары, Кришна – Он Ишвара. Это качество тоже присутствует в душе. У нас возникает вопрос – в каком количестве эти качества присутствуют в душе? Если, скажем, качества ишвары проявляются на 10%, а остальные качества на 90%, в этом случае выбор души 10% / 90%, это означает, что искусственным образом душе даётся преимущественный выбор для качеств, которые украшают душу. Если наоборот, то душе даётся выбор именно качества ишвары. Поэтому, и логика, и истина подводят нас к тому, что эти качества существуют у души 50% на 50%.

Таким образом, в душе в равном соотношении присутствуют качества Кришны, которые относятся к ишваре, и качества, которые передают превосходные качества души и сладость, которые душа может 100%-но использовать без каких-либо проблем, и это только улучшит её преданное служение. А если душа начинает использовать качество ишвары, тогда это качество ишвары будет портить преданное служение, хотя не полностью, но будет портить.

Поэтому мы должны понять, что когда Йога майа отсутствует полностью, и душа находится в пассивном состоянии, в этом пассивном состоянии какое-то качество не может преобладать. Но все качества равномерным образом присутствуют в душе, и поэтому мы приводим соотношение 50% на 50%. Так как нас интересуют два типа качеств – качества ишвары и качества, которые украшают душу. Они присутствуют 50% на 50%, которые указывают на то, что у души есть выбор. Т.е. она может выбирать то и другое, может сделать акцент на одни качества, и понизить другие качества. Это и есть выбор души. В случае, если душа хочет использовать качество ишвара, у неё нет возможности использовать это качество больше, чем на 50%. Т.е., что бы ни делала душа, больше 50% она не может использовать. Почему? Потому что в этом случае она просто станет Верховным Богом.

Если душа не использует качества, которые украшают её преданное служение в материальном мире, она просто 100% использует свои 50% качеств ишвары, не больше. У души вечно эти качества будут 50% на 50%. Когда эти качества проявляются нормально, это хорошо, это есть ее конституциональное положение. Что означает нормально? Нормально – это означает, что душа не использует 50% качеств ишвары, а акцент ставит на качества, которые украшают её преданное служение. Скажем так, на 10% использует качества ишвары, и на 90% использует качества, которые украшают её преданное служение. Мы можем спросить, — «а зачем вообще она даже на 10% использует качество ишвары? Не надо вообще использовать!» Но в этом случае тоже получится не правильно. Почему? Потому что какой-то процент использования качества ишвары важно. Потому что без этого единства према не может состояться. Потому что према – это стремление быть единым с Господом.

Если такое стремление доходит до 50%, это становится проблемой для души. Но когда остаётся около 10%, (это конечно, приблизительно, проценты не точные, это просто, чтобы понять), т.е. если качество ишвары проявляется на 10%, оно становится стремлением, или привязанностью к Кришне. И поэтому, без этого единства не может быть привязанности к Кришне. Према, на самом деле, означает постоянное стремление быть единым с Кришной, и на какой-то процент это качество обязательно должно присутствовать. Без этого качества премы просто не будет. А остальные качества на 90% усиливают или украшают ее преданное служение.

Шьямакунда прабху