В чем секрет хорошей джапы?

Есть процесс установки Божеств, когда духовный учитель проводит церемонию и просит Кришну снизойти в этих Божеств. После этого можно поклоняться Божествам. Есть нечто похожее при воспевании Святого имени. Шрила Бхактисиддханта говорил, что Кришна не присутствует в оскорбительном воспевании, но Кришна нисходит в Святое имя, когда преданные воспевает Святые имена в настроении «я слуга». Тогда Кришна спускается в Святое имя. Не правда ли, что это очень похоже на установку Божеств.

Когда же преданный находится в настроении дай мне то или это, тогда Кришна не присутствует в этом имени. Поэтому это важный момент, который нужно понять. Не любое воспевание одинаковое. Бхактивинода Тхакур говорил, что когда мы воспеваем, мы должны медитировать на значение Святого имени. Мы не должны воспевать бездумно, должна быть эмоция, связь с тем, что значит святое имя. И что же оно значит?

Прабхупада дает простое определение Харе Кришна маха мантры — Кришна, займи меня в служении Тебе. Но на самом деле это гораздо более глубокая вещь, чем кажется на первый взгляд. Ачарьи давали много разных значений относительно Святого имени. Например, Святое имя это Кришна, и поскольку Он такой многогранный, то к Нему можно подойти с разных сторон.

Но я хочу сфокусироваться на следующем значении. Прабхупада объяснял это в одной лекции, что за этим стоит глубокая эмоция.

Кришна, я много жизней избегал Тебя, я отворачивался от Тебя, я завидовал Тебе, я брал какие-то вещи у Тебя, но сейчас, по милости Прабхупады, я осознал, что в этой жизни я слуга. Но моя обусловленная природа такая, что я не хочу служить, я все еще хочу имитировать Тебя, я все еще хочу наслаждаться. И молитва преданного во время воспевания: «Кришна, пожалуйста, пробуди во мне желание служить, позволь мне преодолеть свое желание наслаждаться».

Иногда мы воспеваем просто, чтобы самим наслаждаться Харе Кришна мантрой. Я воспеваю и чувствую себя хорошо. Нет, Кришна наслаждающийся. Не мы наслаждаемся Святым именем, а Кришна. Мы же служим Святому имени и наивысшее наслаждение придет, когда мы полностью разовьем настроение служения. Мы воспеваем с глубокой молитвой о том, чтобы обрести очищение и стать слугой.

Каким слугой я хочу стать? Иногда я шучу с преданными, что я не хочу сегодня воспевать свои круги, потому что у меня много служения. Если я буду воспевать, то Кришна даст мне еще больше служения. Зачем мне просить служения, если у меня и так много служения. Но речь идет о другом, мы обращаемся к Кришне с просьбой, чтобы Он очистил нас от настроения наслаждающегося. «Кришна, пожалуйста, очисти меня от настроения контролирующего и наслаждающегося. Кришна, пожалуйста, вырви из сердца все, что противоречит чистому преданному служению». Таким должно быть настроение преданного, когда он воспевает.

Одновременно с тем, что мы хотим быть чистыми в воспевании, у нас есть обусловленная природа, которая тянет нас в сторону, и эта обусловленная природа вызывает во мне мысли о том, что я могу наслаждаться независимо от Тебя, я постоянно думаю, что есть какое-то еще счастье в этом мире, и оно может снизойти из чего-то другого, помимо Кришна бхакти. Поэтому другая сторона молитвы это просьба о том, чтобы не быть задействованным в служении майе. Так много жизней я ей служил, сейчас же хочу быть защищенным от этого служения.

Е.М. Махатма прабху