Ускоряет ли наш прогресс выполнение служения, которое нам не нравится?

Вопрос: Вы упомянули, что та деятельность, на которой мы сосредоточены, естественным образом приносит лучшие или правильные результаты. Но, иногда, у преданных есть такое представление, что, если они совершают служение, которое не соответствует их обусловленной природе, то тогда они более эффективно продвигаются в Сознании Кришны.

Е. С. Бхакти Видья Пурна Свами: Почему это? Аскеза означает исполнение предписанных мне обязанностей. Я понятно говорю? Другими словами, в Ведической системе мы видим, что аскеза брахмана – это обучение и преподавание. Поэтому говорится, что брахман совершает, даже если он носит цветочную гирлянду, он совершает высочайшую аскезу, самую сильную аскезу до кончиков ногтей, когда изучает шастру и преподает её. И при этом, обычно брахманы в этом особенно сильны. Кшатрий, его аскеза – это защита, он защищает граждан как можно лучше, именно в этом хороши кшатрии. Брахманы – это рот, они говорят, вы слушаете, вы читаете, вы говорите. Кшатрии – это руки, руки защищают. Вайшьи, их аскеза – создавать экономическое развитие и распространять его через благотворительность, так что в этом им нет равных. И шудры помогают первым трём, и это их не расстраивает, именно в этом они сильны. Итак, это Ману-самхита. То есть это считается наилучшей аскезой для этих четырёх (варн). Так что, почему вы говорите, что, не выполняя свои предписанные обязанности, о которых Кришна в Бхагавад-Гите говорит: «Выполняй свои предписанные обязанности, думая обо Мне, для Меня…», почему это считается более эффективным для Сознания Кришны, делать то, что у вас плохо получается?

Повар любит готовить, так что он должен чинить машины. А вот механик, он должен заняться кухней. Это вообще разумно?

Вопрос в том, что же такое Сознание Кришны: делать то, от чего тебе плохо и думать, что ты прогрессируешь? Или же Сознание Кришны – это делать то, что нравится Кришне, и поэтому прогрессировать? Так или так?

Дело в том, что если мы делаем то, что нам не нравится делать, то мы думаем об этом. Это дает определённую сосредоточенность, но, в то же время, насколько это качественно? Потому что если вы думаете только: «Я должен предаться, я должен предаться», то вы не думаете о том, как же делать это наилучшим образом. Правильно? Кому же больше рад Кришна? Повару, который думает: «Хорошо, я могу это так приготовить или лучше вот так, Кришне так больше понравится» или повару, который думает: «Я должен предаться, я ненавижу готовить, но я должен предаться!» Как вы думаете, кто больше нравится Кришне?

Мы читали об играх Кришны или об играх Господа Чайтаньи. Вы встречали там упоминания о том, что преданные там старались и мучились, но хвалились, что они делают это для Кришны? То есть только когда вы несчастны, это можно назвать Сознанием Кришны, так? Кришна говорит: «Выполняй свои обязанности для меня, без привязанности». И это уже аскеза. Почему же это должно быть мучительным? Вот поэтому вы и не видите, что в храме много народу. Вот поэтому у нас нет много серьёзных грихастх. Потому что пока это не больно, то это не духовно. Так как же может помочь такое умонастроение?

Прасад – это Кришна. Кришна, Он прекрасен? Ценят ли преданные Кришну? Вы приходите в храм, видите ли вы, как прекрасно одеты Божества? Тогда вы говорите: «О, не могу на это смотреть, потому что это выглядит слишком хорошо, это чувственное удовольствие, я наслаждаюсь Кришной, так что лучше не буду смотреть на Кришну! О, не буду чувствовать аромат благовоний, это чувственное наслаждение!» С каких это пор чувственным удовольствием называют почитание прасада? Или приятное общение с вайшнавами? Тогда откуда взялась концепция, что это духовно? Хорошо, может быть, вы отказываетесь от наслаждения чувств, но как же вы можете отказаться от наслаждения чувств? Занимая их в служении Кришне. Вы это понимаете? Это означает, что всё поле (деятельности), в принципе, всё, что мы делаем весь день, это просто имеем дело со своими чувствами. Это наша связь с этим миром. Так?

Нам кажется, что если наша связь с этим миром плоха, то тогда это духовно. Но мы должны помнить: уход от материального мира, означает ли он уход в духовный мир? Если вы уходите от материального мира, автоматически ли вы попадаете в духовный мир? Нет, чтобы попасть в духовный мир, нужно полюбить Кришну? Вы любите Кришну, тогда уходите обратно к Богу. Вы ненавидите материальный мир, вы не уходите обратно к Богу. Это может вывести вас из материального мира, но это не приведет в мир духовный. Я понятно объясняю?

Итак, почему же тогда выполнение служения, которое вам не нравится, поможет вам развить любовь к Кришне? То есть Кришна мог бы сказать: «Хорошо, Арджуна, твоя настоящая проблема на этом поле брани в том, что тебе нравится быть кшатрием, потому что ты – кшатрий. Так что, если хочешь меня действительно порадовать, то сойди с колесницы, бери лопату и начинай собирать весь коровий навоз, лошадиный навоз .