Умереть до прихода смерти

Я не знаю, сколько мне еще осталось жить в этом теле, ведь я смертельно болен. Без сомнения, я стою на пороге смерти, и возможно к тому времени, как вы, мои возлюбленные, прочитаете эти молитвы, я буду уже мертв.

И даже если я, ваши близкие или вы сами выживете после смертельной болезни, все равно смерть уже назначила свидание в скором будущем каждому из нас. Так что, да, мы все рождаемся, чтобы умереть. Если мы сможем умереть до прихода смерти, то есть, осознать временную природу материального тела и вечность души, превратив невежество в знание, вожделение в любовь, себялюбие в самоотверженность, зависть в благодарность, а ненависть в сострадание — тогда мы умрем, чтобы жить. Принеся смерть невежеству, вожделению, себялюбию, зависти и ненависти мы приобретем естественное для нас право наследовать царство Божье и жить в нем. Мы редко знаем точное время своего ухода, но даже зная его, мы должны жить до самого прихода смерти.

Когда-то несколько хороших астрологов изучили особенности моего рождения и сделали свои предсказания. Они были единодушны в том, что я в большей степени человек будущего, и моя жизнь начнет ускоряться и наполняться все большими и большими достижениями после 55 лет. Они предсказали, что я буду оказывать влияние на сообщества по всему миру, на мировых лидеров и т.д., и все это будет нарастать до тех пор, пока я в возрасте 80 лет не отойду от дел, чтобы погрузиться в нирджана-бхаджану (состояние сознания, в котором человек уже не имеет ничего общего с материальными миром и материальным телом).

Ну вот, мне 55 лет, и я действительно связан со многими мировыми лидерами и оказываю основательное влияние на несколько сообществ по всем миру. Однако, как я написал в своей предыдущей медитации, все указывает на то, что мой визит в материальный мир и мое пребывание в этом ограниченном материальном теле подошли к концу. Скорее всего, по воле Всевышнего, предсказания теперь оказались ложными. Мы редко знаем точное время своего ухода, но даже зная его, мы должны жить до самого прихода смерти.

Каждый год в мире умирает 15 миллионов детей в возрасте до пяти лет. В Соединенных Штатах двести детей ежедневно умирают от рака, три подростка совершают самоубийство, 115 человек гибнет в автокатастрофах. Пятьдесят два человека умирают ежедневно в Австралии от курения. Этот короткий список едва ли включает в себя тысячи людей, которые ежедневно умирают по всему миру от разных причин. И какова бы ни была причина или вид смерти, конечный результат один — каждый должен оставить свое тело после непродолжительного пребывания в нем.

Многие люди очень озабочены тем, что произошло в прошлом. События прошлого настигают и атакуют человека, словно привидения, появляющиеся вновь и вновь. Другие живут в прошлом, потому что настоящее приносит им слишком много беспокойств или испытаний, а иные живут будущим, в романтическом ожидании утопии, потому что беспокойство причиняют им и прошлое, и настоящее.

И те, и другие обманывают себя и других, упуская возможность прочувствовать настоящее во всей полноте. Как человек, страдающий фобией смерти в определенное время от определенной причины, мы должны постоянно напоминать себе, что мы редко знаем точное время своего ухода, но даже зная его, мы должны жить до самого прихода смерти.

Люди, которые знают, что скоро умрут, очень отличаются от обычных людей. Некоторые из них усиливают свое отождествление с телом и свои привязанности, стараясь испытать как можно больше чувственных удовольствий до того, как покинут тело. Некоторых одолевает депрессия, жалость к себе, страх и гнев. А другие видят, что пришло время душе установить более тесную связь со своей истинной природой, полностью приняв неизбежное и живя с благодарностью в настоящем. Такие редкие души знают науку умирания ради жизни и умирания до прихода смерти. Мы редко знаем точное время своего ухода, но даже зная его, мы должны жить до самого прихода смерти.

Даже если человек оставляет тело очень рано, это не проблема, если мы успеем умереть до прихода смерти, потому что в этом случае мы прожили жизнь в настоящем, от всей души, извлекая уроки из прошлого и радостно предвкушая будущее.

Некоторые великие личности оставили тело довольно рано. Иисус ушел в возрасте 33 лет, Шанкарачарья — в 32, Господь Чайтанья — в 43, Мартин Лютер Кинг Младший — в 39. Иногда кажется, что тело умирает слишком рано, однако высшие авторитеты знают, сколько каждому из нас отпущено находиться в заключении в этом материальном теле. Когда наш срок истекает, они приходят, чтобы помочь нам уйти из тела. Некоторые души благословлены ранним уходом, потому что им не надо оставаться в заключении долго.

Большинство счастливчиков возвращаются в духовный мир, ибо они достигли освобождения. Живем мы долго или коротко, мы должны быть готовы умереть до прихода смерти и умереть, чтобы жить. Мы редко знаем точное время своего ухода, но даже зная его, мы должны жить до самого прихода смерти.

В ведическом Писании под названием Шримад-Бхагаватам рассказывается, что Махараджа Парикшит знал, что ему остается до смерти неделя, а Махараджа Кхатванга — что ему осталось несколько мгновений. Дед Бхишма, герой Махабхараты, возлежал на ложе из стрел, также зная, что до смерти ему остаются минуты. Иисус на тайной вечере знал, что ему осталось лишь несколько дней, что уж говорить об ачарье-основателе ИСККОН, Его Божественной Милости А.Ч.Бхактиведанте Свами Прабхупаде и других великих ачарьях.

И каков же был их ответ? Разве они злились на Всевышнего Господа, вопрошали «За что?», теряли веру или бросались в удовлетворение чувств? Нет, напротив, они усиливали свою медитацию на Господа, принимали план Господа с большой верой и решимостью. В конце концов, они сознавали, что им выпала удача быть избранными для особого служения их возлюбленному Господу, и они были готовы откликнуться на призыв к более интенсивному служению — в этом мире или в другом. Как я постоянно говорю, мы редко знаем точное время своего ухода, но даже зная его, мы должны жить до самого прихода смерти. Мы должны жить с честью и умереть с еще большей честью, ибо смерть — это величайшая возможность достижения конечного успеха.

Я — тот скромный нищий, который будет жить до самого прихода смерти, который молится о том, чтобы умереть ради вечной жизни в царстве Бога.

Возлюбленные, благодарю вас за то, что жили со мной в этих медитациях. Теперь и вы умрите до прихода смерти, умрите, чтобы жить и, самое главное, живите с преданностью, полностью в настоящем до самой вашей смерти.
Если вы очень удачливы, тогда по оставленью тела вы тоже вернетесь в духовный мир, в царство Бога, чтобы вечно жить в полном знании и блаженстве. По милости Господа, моего божественного духовного учителя и Их нежных любящих посланников, я — тот скромный нищий, что умер до прихода смерти.

5 августа 2004 года я по-настоящему начал заканчивать свое существование на этой планете в этом теле. В течение той недели я обнаружил, что у меня сахарный диабет и запущенная меланома. До этого времени я знал, что у меня есть проблемы со здоровьем, но все они были очень незначительны по сравнению с этими новыми, внезапно появившимися болезнями. Прежних болезней вполне хватало, чтобы напоминать мне о том, насколько хрупко и недолговечно мое тело. Наличие материального тела — само по себе болезнь, потому что тело лишает душу свободы и не дает ей заниматься самыми приятными делами, в которых она лучше всего может проявить себя.

Каждый день люди с ужасом узнают, что сами они или кто-то из близких больны смертельной болезнью. Сделав это открытие, люди злятся, приходят в смятение, чувствуют себя обманутыми и удивляются, почему это случилось именно с ними. Они хотели бы принять, что такие катастрофы случаются с другими, но не с ними. Мы забываем, что практически каждый, кого настигает подобная судьба, думает одно и то же: «Почему это случилось со мной, а не с кем-нибудь другим?» Если бы желания людей исполнялись, то болел бы кто угодно другой, только не они сами. Человек, который чувствует себя обманутым, страстно желает перенести свою беду на других. Такие люди очень беспокоятся о том, чтобы не быть обманутыми, но при этом хотят обмануть других.

Обычно люди испытывают некоторое счастье — даже если другие страдают — до тех пор, пока им самим не приходится испытывать трудности. Как чудесно было бы, если бы могли чувствовать себя удачливыми оттого, что именно мы избраны проходить какие-то испытания ради своего личностного роста, и благодаря этому другие избавлены от необходимости проходить через те же испытания. Это, конечно, есть настроение преданного высокого класса, который есть пара-духкха-духкхи. Преданный сочувствует и сопереживает горю и радости других.

Чувства растерянности и гнева происходят из непонимания того обстоятельства, что милость Всевышнего может приходить к нам самыми разнообразными путями. Легко принимать милость Бога того, когда мы получаем то, что хотели. Это милость, приходящая, можно сказать прямо, фронтально. Однако если она приходит откуда-то с фланга, это может сбивать нас с толку, не говоря уж о том, что если она приходит с тыла, мы и вовсе не знаем что подумать. Когда она приходит с тыла, это страшно беспокоит нас, поскольку обусловленная джива любит ощущение собственного контроля над окружающим.

Это, разумеется, большая иллюзия, потому что все мы всегда зависим от милости Господа. Однако при всем том мы всегда думаем, что от нас зависит больше, чем на самом деле. В действительности, когда милость Бога приходит с тыла, как, например, в тех случаях, когда внешне нас преследуют несчастья, это является выражением милости Бога в большей степени, поскольку в этих случаях Господь помогает дживе принять и осознать ее вечную природу чудесно-зависимого слуги.

Мы должны напомнить сами себе, что Господь постоянно изыскивает способы проявить Свою любовь. Если мы напоминаем себе об этом, нам легче воспользоваться преимуществами всех тех возможностей, которые открываются перед нами. Жизнь полна приключений и возможностей служить человечеству и славить Бога. Когда человек способен принимать все как проявление милости и любви Кришны, ничто не будет беспокоить его слишком уж сильно. Каждое мгновение возникают новые возможности служить человечеству, поклоняться Всевышнему и выражать благодарность.

5-е августа — это фактически день моего перерождения, потому что у меня появился шанс умереть, чтобы жить. Я, нищий, полон благодарности за то, что получаю милость Господа и с фронта, и с флангов, и — да, что более удивительно — с тыла.

Видели ли вы когда-нибудь ходячий труп? Он стремится быть чьим-то родственником, он считает себя жителем какого-то континента, страны, частью какой-то расы, он относит себя к какому-то полу и возрастной группе. У него есть фотографии всех членов его семьи, а у них есть его фотографии.

Они собираются на семейные встречи, где все члены семьи со всей страны рассказывают друг другу и обсуждают семейные сплетни. Они говорят о том, кто умер и кто родился в прошедшем году, кто женился и кто развелся. Каждый год он гадает, кто же следующим покинет свое тело. Наверное, это будет он сам, ведь он уже труп, хоть и ходячий.

Он отправляется на работу рано утром, а возвращается поздно вечером. Его жена и дети, кажется, больше радуются его уходу, чем приходу. Он ненавидит свою работу и понимает, что его начальник и сослуживцы, вероятно, терпеть его не могут, так же, как и он их. Тем не менее, ему приходится ходить на работу каждый день, но каждый год он гадает, кто из его сослуживцев следующим покинет свое тело. Наверное, это будет он сам, ведь он уже труп, хоть и ходячий.

Он откладывает деньги на страхование автомобиля, страхование дома и страхование жизни. Некоторые из его знакомых побывали в автокатастрофе, природные катаклизмы разрушили их дома, а у некоторых родственники погибли в автокатастрофах или умерли от болезней. У него очень хорошая страховка, и он считает, что он готов к любому несчастью, которое может стрястись с его имуществом, родственниками или им самим. Однако он не любит сюрпризов и удивляется, когда какое-то из несчастий действительно наносит ему визит. Он пытается понять, что беспокоиться не о чем и ничто не застанет его врасплох, потому что он уже труп, хотя и ходячий.

Иногда он подумывает, не сменить ли ему профессию или не сесть ли снова за парту, чтобы получить новый аттестат. Он размышлял над тем, что средний американец меняет машину каждые три-четыре года, дом — каждые семь лет, профессию — примерно четыре раза за жизнь, а место работы — около десяти раз за жизнь. Ему очевидно, что все и вся постоянно меняется. Каждый год он гадает, что еще поменяется в его жизни, ведь он труп, хотя и ходячий.

По воскресеньям он ходит в церковь, в синагогу, мечеть или храм, чтобы встретить там большей частью таких же людей, занятых тем же самым. Иногда он спрашивает себя, насколько они в действительности верят и на самом ли деле они понимают, что делают. Песни и молитвы поются, Писания читаются, проповедь произносится. Каждый месяц или около того случаются похороны одного из членов конгрегации. Порой он опасается идти в места поклонения, зная, что снова услышит там имена тех, кто недавно умер. Однако он знает также, что в церкви, синагоге, мечети или храме однажды объявят и о его смерти, поскольку он труп, хотя и ходячий.

Раньше он был очень одинок, но потом встретил свою жену. Он думал, что она принесет ему полное удовлетворение и счастье. Он был уверен, что с ее приходим в его жизни произойдет важная и чудесная перемена. Проблема, однако, состоит в том, что она ожидала того же самого от него. Каждый из них ждал счастья и удовлетворения от другого. В конце концов, оба получили разочарование и срыв, поскольку ни один из них не собирался удовлетворять нужды другого. Каждый надеялся удовлетворить свои собственные нужды за счет другого.

Ходячий труп — это на самом деле каждый из нас, потому что, похоже, все мы чересчур отождествляем себя с телесными определениями, такими как раса, национальность, пол, политические взгляды, семья, работа, безопасность, образование, ритуалы и романы. Мы зачастую видим в этих определениях смысл жизни, а все остальное считаем вторичным.

Погрузившись в эти определения мы склонны забывать, что все они относительны и временны. Придет время, и мы изменимся, другие тоже изменятся, и обстоятельства тоже станут иными. Самое главное, смерть скоро придет, даже если человек живет долго, ведь даже 100 лет — это довольно короткий отрезок времени. Смерть неизбежна, она поджидает за углом всех и каждого.

Так что проживет человек один год или сто лет, он все равно ходячий труп, потому что смерть придет очень скоро. Смерть не только изменит всё и вся, но станет также последней наградой и последним опытом. Мы можем думать, что наше теперешнее существование, наши особенности и взаимоотношения будут продолжаться неопределенно долго в том виде, в каком они находятся сейчас, но очень скоро они окажутся в прошлом. От смерти нас отделяют буквально мгновения.

Если вы до сих пор не замечали ходячих трупов, то лишь потому, что не присматривались к окружающим. Хуже того, вы не были честны сами с собой, наблюдая себя. Так продолжайте же ходить, достигать чего-то, рваться к превосходству, строить отношения, размышлять, ибо скоро вы полностью осознаете, что вы труп, хотя и ходячий.
Я нищий, который понял, что он — ходячий труп.

Е.С. Бхакти Тиртха Свами
Из книги «Нищий-4. Умереть до прихода смерти»