Не тратьте время, углубляйте отношения, не ждите, когда кто-то из преданных уйдет…

Иногда я мысленно представляю себя на пороге смерти, и оттуда окидываю взором прожитую жизнь. Когда мы оказываемся в гуще тысячи маленьких дел, то как правило видим то, что находится прямо перед нами. Мы словно идем по живописной местности, но смотрим только на дорогу перед собой, пока не ударимся лбом о нависшую ветку. Однако, если я оглядываюсь на жизнь в преддверии смерти, меня начинают заботить только большие дела, взаимоотношения, бескорыстное служение, минуты, когда я прощаю, чувство духовного удовлетворения или сострадания. Мы должны сконцентрироваться на этих вещах, пока у нас еще есть сила в разуме и открытое сердце. Такие серьезные достижения являются самым важными и энергоемкими проектами, которым нужно отдать предпочтение среди миллионов даруемых жизнью возможностей. Т.е. смотрите, что ценно в нашей жизни? Это очень интересный список.

Взаимоотношения, очень ценно, правда? Взаимоотношения с близкими. Обычно мы вспоминаем о близких, когда они умирают. «О, да! У меня такие были с ним отношения, и я ему когда-то Харе Кришна сказал, даже подарок ему подарил, а когда-то он мне подарил». А при жизни мы очень редко друг к другу в гости заходим.

Вчера мы говорили с Вриндаваном об этом. Я просто хочу одну вещь сказать. Мы говорили о том, насколько важно, чтобы между преданными выстраивались глубокие теплые отношения. Думая об этом, я поймал себя на мысли, что здесь в бельской ятре не было пока еще случая, чтобы умирал кто-то из преданных. Вы не знаете, что это такое, когда умирает ваш друг. А в моей жизни было несколько моментов, когда умирали мои друзья-преданные. Вы не знаете, что это такое. Это боль разлуки, и это боль от того, что ты тупица, у тебя была такая возможность с ним общаться, но ты, из-за того, что был очень занят, не уделял взаимоотношениям время. А взаимоотношения – это самое ценное, это дар который нам Бог дает – взаимоотношения с преданными. Потому что без общения с преданными мы не состоимся в духовной жизни. И Господь к нам приходит через преданных.

Наша проблема в имперсонализме. Это на самом деле майявада. Неумение выстраивать взаимоотношения и углублять взаимоотношения. Взаимоотношения сами собой никогда не выстраиваются. Взаимоотношения – это осознанный тяжелый труд, когда вам нужно научиться прощать, нужно научиться терпеть. Потому что иначе, если мы не умеем прощать и терпеть, мы проживем весь остаток своей жизни в гордом одиночестве. Понимайте?

Мы будем лишены очень большой части нашей жизни, которая должна заполнить нашу душу. Взаимоотношения дают очень большую боль, если неправильным образом их выстраивать и взаимоотношения дают очень большое чувство насыщения и наполненности, и поддержки в духовной жизни. Поэтому, это очень важный аспект в нашей жизни – взаимоотношения, над которыми надо все время работать и которые надо углублять.

Если мы проявляем имперсонализм во взаимоотношениях, наступит момент, когда будет уже поздно, и вы почувствуете: «Блин, то что я должен был заполнить в течении двадцати или тридцати лет не заполнено сейчас». Санньяси падают знаете почему? Не потому, что им хочется с женщиной переспать, нет. Они падают, потому, что они были такими чистыми преданными, что никогда не выстраивали отношения со своими духовными братьями. У них нету друзей. Поэтому в шестьдесят лет, когда уже десять лет до могилы осталось еще, они, монахи, вдруг чувствуют: «В моем сердце чего-то не хватает и поэтому должна быть жена, которая эту брешь во взаимоотношениях заполнит».

Тогда они женятся в шестьдесят лет, чтобы почувствовать какие-то реальные отношения. Многие из них, когда они уходили, оставляли статус гуру или санньяси, они писали: «Я нашел женщину, которая меня понимает, и которая меня принимает таким, какой я есть, и не строит из меня образа, под который я должен себя подстраивать как-то, под чужой образ». Даже монахи-санньяси из-за того, что не умеют выстраивать взаимоотношения, с ними происходит такой бред в жизни. Поэтому не теряйте времени, это очень важная вещь.

Взаимоотношения означают:

дадати пратигрихнати
гухйам акхйати приччхати
бхункте бходжайате чаива
шад-видхам прити-лакшанам

Давать подарки и принимать подарки, рассказывать о сокровенном и слушать сокровенное. Теперь скажите пожалуйста, что нужно сделать, чтобы рассказывать о сокровенном и слушать сокровенное. Нужно находиться на расстоянии пол метра друг от друга, понимаете? Нужно физически преодолевать расстояние, нужно приходить в гости и приглашать в гости. Нужно видеть друг друга, для того чтобы рассказывать что-то и что-то слушать сокровенное. А если мы просто в храме встречаемся два раза в неделю и у нас такие бытовые рабочие отношения на уровне предприятия. Как на предприятии люди работают, они приходят, они там вместе что-то помыли, план выполнили, тут есть начальник, начальник их все время теребит: «Это не так и это не так!» Они выполняют план – все, прочерк. Вы никогда не будете удовлетворены такими отношениями.

Вриндаван меня все время учит: «Вы приезжаете из Киева, вы там сияете». Потому, что у меня там есть друзья. Друзья, с которыми выстраивались отношения много-много лет подряд. И там было все, там были ссоры, там были слезы, обиды и через все прошли и в конце концов выстроились отношения, потому, что мы общались, очень много общались. В театры ходили, в кино ходили, только не говорите никому, на великах катались, на лодках катались, в Днепр ныряли с моста, какие только вещи сумасшедшие не делали, мороженное килограммами ели в двенадцать часов ночи. Много очень разных вещей и это все выстроило отношения, и вы не бойтесь их выстраивать, это самое ценное, что у вас есть.

Я хочу одну вещь сказать, это мой маленький опыт показывает, даже потом, когда вы обижены на весь мир, и вы хотите всех бросить и оставить, потому что вы ненавидите человеческую форму жизни, потому что слишком много вас обижали, и слишком много топоров в спину вам засунули, и вы хотите где-то уединиться. На самом деле это момент такой кризисный для духовной жизни, когда вы просто сваливаетесь, как будто вы свалились со скалы. Это знаете, как у альпинистов, у них есть страховочные сетки, которые они завязывают на том маршруте, который они проходят, поднимаясь вверх. Они забивают определенные колы и натягивают сетки, на случай если ты сорвешься, каждые десять двадцать метров они ставят эту защитную сетку. Даже если бывает момент, и они срываются с этой скалы, они падают на сетку, и эта сетка их страхует.

Так вот смотрите, сетка состоит из нитей, горизонтальных и вертикальных. Чем больше у вас друзей во всех четырех направлениях света, горизонтальных и вертикальных, тем плотнее эта сетка.

И в моей духовной жизни было такое, когда я срывался, все время срываюсь, так или иначе. Вот когда ты срываешься, тебя подбирают друзья. Вот реально, в момент, когда ты падаешь: «Все, сейчас разобьюсь!» Вдруг, раз и на сетку просто упал, вдруг раз тебе кто-то позвонит из друзей: «Слушай у тебя сейчас не очень хорошее время, расскажи, что происходит, приходи поговорим». И приходишь и тебя восстанавливают, тебя реально реанимируют один или несколько друзей, или много друзей одновременно. Они переживают, они думают о тебе. Когда тебя подвязывает такая сетка взаимоотношений. Если у тебя такой сетки не будет, будет очень тяжело. Поэтому не тратьте время, углубляйте отношения, не ждите, когда кто-то из преданных уйдет и мы тогда будем: «Ах, он был такой хороший при жизни». Это карма так делает, при жизни они хают человека, оскорбляют, завидуют, а когда он умирает, о мертвых плохие вещи нельзя говорить, давайте придумаем какие-то хорошие вещи и они начинают рассказывать хорошие вещи.

Радха Говинда Прабху