Во всех своих действиях ученик думает: «Что мне сделать, чтобы удовлетворить гуру?»

Это обмен — гуру учит, ученик служит. И таким образом ачаран дасаван ничо гурау судридха-саухридах (ШБ 7.12.1), во всех своих действиях ученик думает: «Что мне сделать, чтобы удовлетворить своего гуру?» И гуру тоже выстраивает отношения с учеником. Может показаться, что он строг с ним, суров. Может так показаться, но гуру ведет себя так, чтобы ученик получил благо. Он также полностью посвящает себя ему. Это любовь. С обеих сторон. Каждый себя полностью отдает этому.

И это поддерживается ведическим законом: вы должны так жить, так вести себя. Действуя таким образом, и тот, и другой испытывают взаимную любовь. То есть какие бы аргументы ни приводились в защиту ритвик-вады, они только воображают, что Шрила Прабхупада — ваш дикша-гуру. Но они упускают, что в процессе должен происходить обмен любовью из-за того, что кто-то дерет вас за уши.

Однажды Сарва Бхавана прабху (вы помните его, это старый житель Маяпура, он из Калькутты) сказал мне, что как-то спросил Шрилу Прабхупаду, почему личность Бхагавата важнее книги «Бхагаватам». Прабхупада сказал: «Потому что он может надрать вам уши». Вы читаете книгу, потом откладываете ее и отправляетесь спать. Вы можете так делать. Но гуру придет и надерет вам уши: «Вставай! Не спи! Вставай! Иди на работу! Делай служение!» Так что это факт. Это отчетливый факт. Здесь, в этом собрании между гуру и учениками выстраиваются очень тесные и близкие отношения, основанные на любви.

В этом материальном мире у человека есть, может быть, один-два человека, с которыми он вступает в сокровенные отношения, очень близкие друзья, которым он может доверять во всем. А в наше время даже этого нет у людей. И они доверяют только собаке и любят только собаку. Потому что они не могут доверять никакому человеку. У них не может быть никаких отношений с какими-либо людьми. У некоторых даже отношений с собакой нет. Даже если у них есть собака, они с ней плохо обращаются.

В материальном сознании возможно иметь только несколько близких людей. Но в духовном сознании возможно иметь сотни, тысячи…

Даже близкие друзья в материальном мире могут сегодня быть друзьями, а завтра станут врагами. Почему это так происходит? Что мы видим? Кого мы рассматриваем как друга? Того, у кого те же интересы, что и у меня в сердце. Вот почему говорится: когда все хорошо, когда все здорово, у вас много друзей. Когда, допустим, кто-то богатеет, у него появляется много друзей. Когда вы теряете все деньги, все эти друзья куда-то исчезают.

То есть это на самом деле не друзья. Они просто хотят от вас что-то получить. Так что говорится, что вы можете понять, кто на самом деле ваш друг, в трудные времена, когда уже другу нечего от вас получить. Когда нужно находиться рядом и помогать вам, не получая от этого никакой выгоды, когда для него это сопряжено с трудностями. Для него или для нее. К жене это тоже относится. Жена с мужем должны быть очень хорошими друзьями. Но в наше время, как только что-то мешает чувственным наслаждениям, [супруги] сразу отвергают друг друга.

Итак, в ведической культуре жена должна продолжать служить мужу, а муж защищать жену. Не только в ведической культуре, даже на христианской свадебной церемонии говорят: «До смерти мы будем вместе и в здоровье, и в болезни, и в богатстве, и в бедности». То есть это считается узами. Это обязательство не только друг перед другом, но и перед Богом.

И это в еще большей мере относится к отношениям между гуру и учеником. Это обязательство перед Богом, перед Кришной. Это духовные отношения. И они остаются с нами навсегда.

Е. С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Квалификация неквалифицированных»