У них оскорбительное отношение, которое им привито под именем бхакти

Похоже, что большинство людей обращаются к дридха-бхакти — к твердому бхакти, если они оказываются в беспомощном положении. Приводится пример Гаджендры. Есть масса примеров. Как же нам обрести непоколебимое бхакти, устойчивое бхакти, не проходя через эти трудности, не ставя себя в такое жалкое положение?

Шрила Прабхупада в комментарии к первому стиху «Упадешамриты» говорит, что разумный человек учится слушая, менее разумный учится на опыте. И можно добавить, что совершенно глупый человек вообще никогда не учится, ни в каких обстоятельствах. Мы должны учиться слушая. Мы в беспомощном положении уже. Если мы думаем, что мы еще не в беспомощном положении, это проявление нашей крайней глупости. В настоящий момент нас, может быть, не бьют палками, но это не означает, что этого не произойдет. Рождение, смерть, старость и болезни – это очень болезненно, крайне болезненно. И в этой ситуации мы не можем этого избежать, так что мы должны учиться, слушая и понимая.

Нам приходится страдать. Старость, болезни – это страдания. Только из-за майи мы думаем, что мы не страдаем, мы свободны. Страдания могут быть стимулом.

Если мы думаем: «Ну мне, в сущности, не нужно предаваться Кришне, потому что я не страдаю уж слишком сильно». Но мы могли бы молиться, если осмелимся, также как Кунти: «Пошли мне трудности, пошли нам массу трудностей, потому что оказавшись в трудной ситуации, мы будем помнить о Тебе, мы увидим Тебя, а увидев Тебя, нам не придется снова рождаться и умирать». Если мы осмелимся, мы можем так молиться. Но кто осмелится так молиться?

Мы должны так молиться. Но мы всегда думаем: «Как получить лучшее от обоих миров», — не понимая, что в этом мире нет ничего хорошего. Так что если мы думаем: «Ну я хочу обрести чистую преданность Кришне, но я также хочу много денег, наряду с этим престиж, и мои дети должны отправиться в Америку», — так не работает.

Даже если кто-то обманывает вас и говорит, что взращивание материальных желаний это на самом деле ваше преданное служение. Но это обман.

Даже если вам так говорит гуру ИСККОН. Материальные желания и преданное служение, предание Кришне – это не одно и то же. Говорить вам, что делая себе хорошую карьеру, имея хорошую работу, вы таким образом совершаете преданное служение, это просто обман. Поскольку это не вывод шастры, это лишь беспокоит путь чистой преданности. Когда находится тот, кто говорит, что это неправда, вы возражаете: «Это должно быть правдой, потому что ведь ученик Прабхупады сказал». Вот как проникают осквернения и отклонения в сампрадайю.

Вы можете сказать: «Но ведь это должно быть правильно, потому что столько людей приходит, столько людей повторяют Харе Кришна!» Но при этом у них оскорбительное отношение, которое им привито под именем бхакти, когда они приравнивают преданное служение к материальной деятельности.

Вот почему я говорю: читайте книги Прабхупады. Но вы должны читать книги такими как они есть, а не с фильтром. Когда Шрила Прабхупада говорит: «Предайтесь Кришне», что он имеет в виду на самом деле?

— Должен ли я тяжело трудиться, потом получить себе хорошую работу и зарабатывать много денег?

— Что?

— Но этому меня научили в храме ИСККОН.

— Правда?..

Е. С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Бхакти: кому, как, зачем и когда»