Ты не имеешь права критиковать старших вайшнавов

Рассказывает Бхаджа Хари прабху.

Он был президентом храма в Бхактиведанта Меноре. И это тоже связано со Шьямасундарой прабху. Он говорит: «У Шьямасундары прабху в то время начались духовные проблемы. По крайней мере, нам казалась так. На первый взгляд казалось, что у него очень серьезные проблемы. Он не приходил ни на какие программы. Перестал повторять круги мантры. По вечером он куда-то уходил. Храм был нищий. Денег не было.

Шьямасундара прабху арендовал себе дорогую машину. Короче говоря, у нас были все основания, чтобы беспокоиться. Ходили самые разные слухи. В конце концов мы решили прийти рассказать обо всем Шриле Прабхупаде.

Зашел я, и зашел Реватинандана Свами, старший преданный. Мы попросили у Шрилы Прабхупады разрешение говорить. Он сказал: «Хорошо». Буквально через несколько минут после того, как Реватинандана Свами стал говорить, Шрила Прабхупада сразу же понял, о чем будет идти речь, и у него на лице появилось выражение брезгливости. Он посмотрел на меня: «Ооо, сам Бхаджа Хари стал говорить. Бхаджа Хари, младший преданный, гораздо младше Шьямасундары».

Он посмотрел на меня и с выражением брезгливости на лице сказал: «Ты не имеешь права критиковать старших вайшнавов». Мне стало очень больно. Шрила Прабхупада отвернулся от меня. И, обращаясь к Реватинандане Свами, сказал: «Вели ему, чтобы он уходил отсюда». При этом он чувствовал такую брезгливость по отношению ко мне, что он не захотел прямо сказать это мне. Он сказал это Реватинандане Свами.

Я выполз оттуда на брюхе. И я получил этот урок на всю свою жизнь, что я никогда ни при каких обстоятельствах не должен критиковать старших преданных. Это не мое дело. Это не дело моего ума. У него, может быть, есть проблемы. Но он дорог Шриле Прабхупаде. И когда оскорбляют или критикуют того, кто дорог духовному учителю, это причиняет невероятную боль в сердце духовного учителя».

И другой случай такого же плана произошел в Австралии. Очень интересный и поучительный для нас для всех. Мы очень легко иногда судим других, судим старших. Говорим: «Он делает то не так, это не так». Иногда небольшие какие-то поступки, потому что они отличаются от какого-то идеала, придуманного нами.

Но Шрила Прабхупада был очень строг в этом отношении, очень строг. Это также была его любовь – его любовь к старшим преданным, его любовь к младшим преданным, которых он хотел во что бы то ни стало оградить от этой ошибки.

И в Австралии произошла другая история, очень интересная. Там в храме жил один преданный, бхакта Миша. Очевидно, русского происхождения какого-то. Он довольно давно жил в храме, уже 5 лет. По-прежнему носил длинные волосы. И когда Шрила Прабхупада закончил лекцию и спросил: «Есть ли какие-то вопросы?» – этот Миша поднял руку и спросил: «Если один из Ваших брахманов, учеников, который получил вторую инициацию, падает, уходит из храма, совершает оскорбления, а затем возвращается и требует к себе уважения, нужно ли ему позволять, чтобы он по-прежнему носил брахманский шнур, или лучше послать его заниматься каким-то смиренным служением, которое есть самый лучший способ для того, чтобы развить в себе смирение?»
Чувствуете вопрос? Часто преданные задают такой вопрос, в котором ответ уже вложен.

«Можно ему носить брахманский шнур или лучше послать его заниматься смиренным служением, потому что нет лучшего способа развить в себе смирение». В комнате повисла тишина. Шрила Прабхупада очень серьезно и очень сурово посмотрел на этого Мишу и сказал: «Об этом ты судить не должен. Решение по этому вопросу будет принимать духовный учитель».

Миша попытался объяснить непонимающему Шриле Прабхупаде, что он имеет в виду: «Я спрашиваю, потому что…» Шрила Прабхупада прервал его: «У тебя нет никакого права судить. Это не твое дело. Ты не можешь судить, кто следует, а кто не следует духовному учителю. Он для того принял духовного учителя, чтобы духовный учитель выносил свой приговор по этому поводу. Духовный учитель сделает все то, что необходимо». Миша не унимался. Он сказал: «А был ли когда-нибудь такой случай…»

Шрила Прабхупада опять прервал его, и сказал: «Это тот самый случай, по которому не тебе выносить приговор. Этот случай должен судить духовный учитель». Миша оказался очень упрямым: «А можете привести мне пример, когда…»

Шрила Прабхупада прервал его и сказал: «Сейчас я приведу тебе пример. Когда полицейский хватает преступника, он должен отвести его судье, потому что у судьи есть право выносить приговор. Если полицейский будет выносить приговор, то его самого посадят в тюрьму. Ты все понял? Он принял духовного учителя, и именно духовный учитель должен вынести приговор». Миша все понял. Миша не захотел, чтобы его посадили в тюрьму.

Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами