Ты будешь выдающимся вайшнавом!

Я развил сильное влечение к чистому преданному служению, но еще не встал на эту стезю. В Миднапуре я решил найти и прочитать все книги о вайшнавизме. Вместе со мной в школе работал один потомственный пандит-вайшнав. Он рассказал мне о том, как Чайтанья Махапрабху проповедовал вайшнавизм в Бенгалии, и сказал, что история жизни Чайтаньи и Его учение изложены в «Чайтанья-чаритамрите». Я пытался найти эту книгу, но мои поиски не увенчались успехом. Я был уверен, что, прочитав ее, я обрету счастье. К сожалению, вайшнавская литература в то время не издавалась.

Я хотел больше узнать о вайшнавизме и попросил Пратапа Чандру Рая прислать мне «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-чаритамриту». Я также купил книгу «Бхакти-мала». После первого прочтения «Чайтанья-чаритамриты» у меня появилась вера в Шри Чайтанью. Прочитав эту книгу второй раз, я понял, что Он является непревзойденным пандитом. Но я все еще недоумевал, почему Шри Чайтанья — величайший философ, проявлявший необычайную любовь к Богу — так превозносит предосудительное на первый взгляд поведение Кришны.

Вначале это сильно смутило меня и натолкнуло на глубокие размышления. Потом я стал с величайшим смирением молить Господа открыть мне эту тайну. Милость Божья не знает границ. Прошло несколько дней, и Господь, видя мою искренность и смирение, вразумил меня.

Мне стало понятно, что Шри Чайтанья Махапрабху — это Сам Бог. Живя в Динаджапуре, я никогда не упускал возможности побеседовать с отрекшимися от мира пандитами-вайшнавами и с их помощью постиг многие аспекты вайшнавизма. Еще в детстве в мое сердце заронили семя веры в вайшнавизм, и теперь это семя дало всходы. Уже в самом начале я испытал анурагу, и это было восхитительно.»

В конце 1856 года Кедаранатха завершил первую часть «Пориады». Это произведение встретило одобрение у учителей юноши. Размышления о смысле жизни красной нитью проходят через текст поэмы:

Воспоминанья ум его печалят,
Сомненья сердце наполняют:
Кто жизнь нам эту дал? Откуда это тело?
Какая сила этот план осуществить сумела?

Зачем мы здесь? Зачем живем, страдаем?
И вместе с Временем куда идем, не знаем.
Мы развлекаемся, живем без бед
И не пытаемся найти ответ

На тот вопрос, что пробудил меня
И путь мне указал с сегодняшнего дня.
Ведите, Небеса, меня в тот край,
Где ждет меня благословенный рай.
Леса, в свидетели я призываю вас,
Что не вернусь, покуда не придет мой смертный час!

На третий день после приезда Кедаранатхи в Ориссу у деда начался небольшой жар. Раджаваллабха Датта сел на кровать во внутреннем дворе дома и, облокотившись на подушку, стал повторять святое имя.

Бхактивинода Тхакур вспоминает:

Дед подозвал меня и сказал: «После моей смерти не задерживайся здесь. Работа, которой ты будешь заниматься в возрасте двадцати семи лет, станет твоей основной профессией. Я также знаю, что ты будешь выдающимся вайшнавом».

Шрила Бхактивинод Тхакур