Цель варнашрама-дхармы — превратить сырого человека в чистого преданного Господа

Мы знаем, что Шрила Прабхупада, особенно в последние несколько лет, до того как он покинул этот мир, очень сильно подчёркивал необходимость создания общества варнашрамы. И он сказал, что это для того, чтобы показать миру, что вайшнавы выше принципов варнашрамы. Так что преданные должны показать это во имя всего мира, чтобы люди смогли увидеть, как жить в соответствии с принципами варнашрамы. Но затем он также говорил о том, кто такой вайшнав, когда ученики спрашивали его об этом. Вайшнав — это тот, кто выше… Кто такой вайшнав? Он приводил пример одного санньяси. Он должен был быть санньяси, но у него была дюжина подружек. И Прабхупада сказал, что не так уж просто стать вайшнавом. Поэтому варнашрама должна помочь нам стать устойчивыми, поставить нас в положение в соответствии с нашим происхождением.

Он [Шрила Прабхупада] говорил о том, что некоторые люди имеют обезьяноподобное происхождение, некоторые более благочестивого происхождения, но варнашрама предназначена для того, чтобы поставить нас в позицию, соответствующую нашему приобретённому. Имеется в виду приобретённому благодаря деятельности в прошлых жизнях. Она предназначена для того, чтобы поместить нас в ситуацию, в которой мы можем действовать в некотором роде в соответствии с нашей природой, но с ограничениями, таким образом, чтобы мы могли жить в обществе вайшнавов с этими двумя вещами, которые полностью переплетаются друг с другом. Мы действуем на своём уровне материально, ментально и физически и также практикуем сознание Кришны. Шрила Прабхупада особо подчёркивал это. Он видел, что у учеников много проблем. Многие уходили, даже большие лидеры. Он часто цитировал:

варн̣а̄ш́рама̄ча̄равата̄
пурушен̣а парах̣ пума̄н
вишн̣ур а̄ра̄дхйате пантха̄
на̄нйат тат-тоша-ка̄ран̣ам

(«Вишну-пурана» 3.8.9, Ч.-ч., Мадхья, 8.58)

Стих из «Вишну-пураны», который гласит, что поклоняться Вишну нужно через систему варнашрамы. Нет иного пути удовлетворить Его. Это было первое предложение, которое выдвинул Рамананда Рай Шри Чайтанье Махапрабху. Чайтанья Махапрабху спросил Рамананду о садхйа-садхана-таттве — о цели жизни и как её достичь. Чайтанья Махапрабху сразу же отверг: «Эхо бāхйа», это внешнее. Это внешнее по отношению к чистому преданному служению. Это есть в «Вишну-пуране». Мы не можем говорить, что это абсолютно неавторитетно.

Чайтанья Махапрабху хотел узнать о чистом преданном служении. Следование варнашрама-дхарме не является само по себе чистым преданным служением. Но для тех из нас, кто в этом внешнем мире и не полностью на уровне чистого преданного служения, варнашрама-дхарма — большая помощь. Это не абсолютная необходимость, но можно сказать, что это почти для всех так.

Шрила Прабхупада во многих местах пишет о реальной необходимости варнашрамы. Он говорит, что её предназначение — превратить сырого человека в чистого преданного Господа, в вайшнава. [Махарадж обращается к преданному:] Ты ищешь это слово «crude man»? Ты можешь поискать, если хочешь. Цель четырёх варн и ашрамов — превратить сырого человека в чистого преданного Господа, в вайшнава. Это в начале Бхагаватам. Просто ищи «crude man». Сырой означает необработанный. Как сырая нефть. Так варнашрама обрабатывает нас. Это как мы берём сырую нефть, убираем всё лишнее, пока не останется то, что нужно. Приблизительно процитировал, не точно слово в слово. Что сказано? Цель варнашрама-дхармы — превратить сырого человека в чистого преданного Господа, или в вайшнава.

Е.С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Ученики, не следующие обетам, Часть 3»