Три вида пожертвований

Если вы внимательно посмотрите на свою жизнь и жизнь людей вокруг вас, то увидите что нас всех ожидает три вида пожертвований.

Самый простой вид пожертвований это деньги и имущество, мы все об этом прекрасно знаем. Мы используем деньги для проповеднических программ, едем во Вриндаван вместо Ибицы, используем автомобили и помещения для преданного служения, и так далее.

Рано или поздно нам всем придется пожертвовать своим имуществом — например в момент следующего финансового кризиса или во время смерти. Так что от нас зависит, успеем ли мы использовать все это в служении Богу или нет.

Следующий вид пожертвований более сложный, о нем говорит Господь Чайтанья — отказаться от ложного престижа, то есть пожертвовать своим статусом.

Я помню как много раз на харинаме думал — вот сейчас пройдут по улице мои VIP-клиенты, а я в простыне «песенки пою», и тогда моей репутации, а значит и моему бизнесу, конец. Но потом я думал — ну что ж, пожертвую этим для Кришны, если будет такая необходимость, и продолжал петь.

А однажды мой «кошмар» стал реальностью — и ничего не произошло. Причем он стал реальностью дважды.

Сначала один из моих основных клиентов проходил по Набережной именно в тот момент, когда я вел киртан. Мы поулыбались друг другу, а при следующей встрече в его офисе он вдруг стал восхищенно говорить: «Мне очень понравилось! Слов песни я не понял совсем, но мелодия была супер, похоже на что-то из Шевчука!»

А через несколько дней другие мои клиенты увидели в новостях видеозапись этой харинамы, по телевидению показали как я играл на мриданге, и стали просить меня «научить играть на барабанах».

Про пожертвование своим статусом однажды здорово сказал Булат Окуджава: «Когда я чувствую себя гением, я иду мыть посуду».

Во Вриндаване Аиндра прабху между киртанами мыл и ремонтировал общие туалеты, и это еще один пример пожертвования своим статусом.

Если человек не научился жертвовать имуществом, то ему сложнее жертвовать своим статусом, хотя в целом это конечно для всех непросто.

Когда музыкант или киртания спокойно садится вместе со всеми, а не поближе к группе киртана, намекая, что он должен быть включен в состав или вести киртан — это тоже пожертвование своим статусом.

Когда лектор или проповедник приходит послушать лекции других вайшнавов (а не только приходит лишь на свои лекции) и садится вместе со всеми преданными, а не поближе к микрофону, демонстрируя, что он мог бы провести лекцию получше — это тоже пример отказа от ложного престижа.

Однажды Е. С. Шрила Бхакти Викаша Свами рассказывал историю, что в Майапуре преданные спонтанно попросили его вести мангала-арати, а вайшнав, который должен был его вести по плану, все это время стоял рядом с возмущенным лицом, и в конце выкрикнул на местном языке (не зная, что Махарадж понимает его): — Позаботьтесь о том, чтобы в следующий раз программу вел именно я!!!

Так что мы можем быть уверены, что пожертвовать своим статусом для Кришны совсем не просто, но нам нужно это делать добровольно, иначе Майа сделает так, чтобы мы через это прошли принудительно.

И если человек научился жертвовать имуществом и статусом, ему будет гораздо легче делать третий вид пожертвований. Это высший пилотаж.

Прощать близких и любимых людей. Сохранять к ним любовь, даже если они этого объективно не заслуживают.

Да, это сложно. Да, близкие люди часто невыносимы. Да, из-за того, что они близкие, они точно знают куда ударить, чтобы причинить максимальную душевную боль. И все равно нужно учиться прощать и отдавать им чувство любви просто так, независимо от того заслуживают они этого или нет.

Если мы отдаем любовь лишь в ответ на их любовь — это бизнес. Если мы любим только тогда, когда человек заслужил нашу любовь — это коммерция. Да, коммерция тоже может быть построена на принципах любви, но любовь это больше чем коммерция.

Когда мы любим только тех, кто исполняет наши материальные желания — это не любовь, это поведение наркомана, который считает своими доброжелателями только тех, кто дает ему «дозу».

Е.М. Чайтанья Чандра Чаран Прабху отвечал на вопрос как простить сильную обиду. И он сказал — это невозможно, но если вы действительно хотите к Кришне — вы сделаете это, найдете в себе силы простить. Это можно сделать только ради Кришны. Иначе нас ждет принудительное прощение — смерть, забвение прошлой жизни, и вот ребенок радостно бегает, забыв всех своих обидчиков.

Так вот, когда мы каждый раз прилагаем внутреннее усилие, чтобы простить близких, то есть сохранить в своем сердце чувство любви к ним в сложных ситуациях, мы в конечном итоге можем понять, почувствовать, что чувствует Кришна по отношению к нам, Который любит нас несмотря на наше предательство, ненависть, наши обиды, и все остальное, что люди чувствуют по отношению к Богу.

И вот такую любовь, которая рано или поздно перестает зависеть от внешних обстоятельств, мы и можем предложить Кришне. Именно о ней говорит Господь Чайтанья в восьмом стихе Шикшаштаки — «как бы Ты ни поступил, Кришна, Ты все равно Господин Моего сердца».

Ваш слуга, Гоур Гопал дас