Три смысловых плана «Махабхараты»

Шрипад Мадхвачарья в своем объяснении смысла «Махабхараты» говорит о том, что этот эпос имеет три смысловых плана: исторический, аллегорический и метафизический.

Исторический план описывает реальные исторические события, происходившие пять тысяч лет назад во время грандиозной войны на Курукшетре. Кроме того, битва между Пандавами и Кауравами аллегорически описывает вечный конфликт между силами добра и зла, веры в Бога и богоборческих тенденций в нашем сердце. В этом заключается второй смысловой план эпоса.

Третий план повествования «Махабхараты» – духовный. С этой точки зрения «Махабхарата» прежде всего описывает природу Верховной Личности Бога, Кришны. По словам Мадхвачарьи, именно в этом главная идея «Махабхараты» – доказать и показать превосходство Бога, режиссера вселенской драмы.

Когда мы говорим об аллегорическом смысле «Махабхараты», нужно понимать, что ее герои не просто символизируют некие космические силы – они и есть эти космические силы, воплотившиеся в образе героев эпоса. На поле битвы Курукшетра они сошлись в смертельной схватке. Та же самая схватка продолжается поныне в нашем сердце. Кришна – гениальный режиссер – поставил эту драму, чтобы на примере ее героев показать, что будет, если мы позволим Дурьйодхане или Ашваттхаме полностью завладеть нашим сердцем.

Дурьйодхана – это олицетворение века Кали, века вражды, раздоров, интриг и лицемерия… Нам, людям, живущим в атмосфере века Кали, пронизанной гордыней и лицемерием, очень трудно не впитать его качества. Однако «Махабхарата» предупреждает: того, кто последует его примеру, ожидает бесславный конец. Ашваттхама, олицетворение смерти, вожделения и гнева, служил Дурьйодхане верой и правдой. Главное его качество – это упрямство или, если угодно, решимость, достойная лучшего применения.

Поэтому мы должны очень хорошо понимать, кто такие Дурйодхана, Ашваттхама, Бхима или Арджуна. Иначе мы не сможем распознать их голоса в своем сердце.

Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами