Три признака связи с духовным учителем

Три признака, по которым мы можем понять, что гуру-таттва проявляется в нашей жизни и связь с гуру у нас есть.

Первый признак. Вера, воодушевление на сознание Кришны. Если у нас есть вдохновение, есть вера, есть желание служить – это означает, что связь с духовным учителем у нас есть. И по количеству этого энтузиазма и вдохновения вы можете понять, насколько у вас связь с гуру слабая или сильная.

Второй признак. Понимание того, как мне практиковать садхана-бхакти. Это распространенный вопрос, который люди задают духовному учителю. Если непонятно, что делать, то означает, что связи нет. А если понятно, значит, связь есть. И именно вопрос о том, что делать в личной духовной жизни: «Вот у меня огород, завод, болезнь, такие-то возможности для практики. Что мне делать в моей ситуации, на чем сделать акцент: на повторении мантры или, может, книги читать больше или меньше». Такие вопросы надо прояснить. Если непонятно, если вот такой вопрос «Что делать, что делать, что делать?» мигает на экране вашего монитора, значит, связи нет.

Третий признак. Это тоже вопрос «Что делать?», но только в сфере служения миссии Шрилы Прабхупады: «Я не знаю, каким служением мне заниматься в нашей ятре, организации, чем мне заняться: то ли на алтарь встать, то ли готовить».

Если вы на три вопроса отвечаете утвердительно, значит, у вас хорошая связь. Вы вдохновлены.

Когда понимания в этих вопросах нет, то нет и вдохновения, поэтому человек ничего не будет делать. Если есть вдохновение, но человек не понимает, какой садханой заниматься, то он находится в стрессе: «За что хвататься? То ли за четки, то ли за книги, то ли все-таки ребенка растить. Не могу понять». Бывает, что садхана налажена, вдохновение есть, но внутри беспокойство: «Я не проповедую, я ничего для людей не делаю, я не служу миссии духовного учителя. Чем мне заняться?»

Личный контакт с духовным учителем, несомненно, помогает прояснить все эти вопросы. Но личного контакта часто нет. Это не только наше положение: Шрила Прабхупада встречался со своим духовным учителем лично всего несколько раз. Сложная история была у Локанатха Госвами. Он пришел предаться своему Гурудеву, Господу Чайтанье, в Навадвипу. А тот ему говорит: «Знаешь, Я скоро ухожу принимать санньясу. Тебе нужно во Вриндаван. Я приду. Жди». Вот он пообщался с Господом всего несколько дней и больше никогда в жизни не видел. Он пытался бегать за Господом Чайтаньей, когда тот путешествовал. А тот пришел в это время во Вриндаван. И больше они никогда не виделись. Рупа и Санатана Госвами – можно на пальцах пересчитать дни, сколько они общались с Господом Чайтаньей.

Не часто бывает, что у человека есть постоянный контакт с духовным учителем. Учиться у гуру – это ответственность ученика.

Ватсала дас