Наш второй день коры, «день ухода» (от ложного эго), начался после завтрака из горячей овсянки. Много никто не ел, так как огонь пищеварения слаб на таких высотах.
Перед отъездом, усевшись в тихом месте, я медитировал на прекрасную гору Кайласу. Достав ноутбук, прочитал несколько стихов из «Шримад-Бхагаватам», снова пытаясь увидеть священную гору глазами писания:
«Кайласа, обитель Господа Шивы, изобилует растениями и целебными травами. Она освящена ведическими гимнами и практикой мистической йоги, поэтому её населяют полубоги, которые от рождения наделены всеми мистическими способностями. Помимо полубогов, там живут киннары и гандхарвы со своими прекрасными ангелоподобными супругами, которых зовут апсарами» (Шримад-Бхагаватам, 4.6.9).
В путь мы отправились так же — небольшими группами, с разной скоростью.
Поскольку мы с Бада Харидасом и Рама Виджаем ехали верхом, то передвигались быстрее остальных и в конце концов оказались далеко впереди. Через некоторое время лошадь увезла меня так далеко вперёд, что мне уже не было видно никого ни впереди, ни позади. Я был один на горной тропе, которая стала настолько крутой, что пришлось держаться за лошадь, чтобы не сползти назад.
В конце концов я выехал на небольшое плато. Проходящий мимо пилигрим рассказал мне, что это знаменитый Шива-цал, «замогильное место», названное также местом кремации в Бодх-гае в Индии. Паломники проходят через символическую смерть в Шива-цале. По традиции, в знак отречения от жизни они оставляют здесь предметы одежды или части тела: волосы, зубы, капли крови.
Фактически от чего нужно отречься — так это от ложного эго, ложного отождествления с материальным телом, ради истинной духовной тождественности. Для последователей ведической традиции это означает отринуть все временные телесные обозначения, такие как раса, национальность, семья, имя, известность, красота, то есть все материальные привязанности, и осознать себя чистой душой, слугой Бога.
Говорят, что те, кто уже близок к этой цели самореализации, проходя через Шива-цал, немедленно покидают тело. Я в знак отречения оставил свою любимую шапку и помолился Господу Шиве помочь мне реализовать, что я вечный слуга Кришны. Но тело не покинул. Разочарованный, я снова взобрался на свою лошадь и продолжил крутой подъём. Всё же я воодушевился.
И тут пожилой садху, которого я прежде не видел, громко поприветствовал меня: «О Кайласаваси!» (О житель Кайласы!). Я расценил это так, что, хотя передо мной ещё долгая дорога духовной жизни, Господь Шива остался доволен моими смиренными мольбами на мрачных землях Шива-цала.
Е.С. Шрила Индрадьюмна Свами
Дневник странствующего монаха, том 14, глава 11 «О житель Кайласы!»