Свои и чужие недостатки

Мы не предъявляем претензии к преданным. Шрила Прабхупада говорил, что мы же не упрекаем человека, моющего руки, за то, что они у него грязные. Ведь он их уже моет. Преданными становятся разные люди, но они уже выбрали путь очищения. Однако экзальтированные личности предпочитают жить не в реальности, а в мире иллюзорной двойственности. Им представляется, что все преданные должны быть садху, и если они видят у кого-то недостатки, то у них что-то обрывается в сердце: какие ж они после этого преданные?!

Или увидят материальное желание в себе — опять вера начинает уходить, и возникает вопрос: может, мантра Харе Кришна не работает, по крайней мере, в моём случае? Такие люди не понимают, что Кришна нам оставляет недостатки как ресурсы, чтобы мы обрели связь с реальностью, чтобы могли работать над собой. Но работать над собой мы не хотим. Человек привязан к результату: ему не важна внутренняя работа, ему лишь важно само совершенство. Человек не хочет находиться в положении ученика.

Религиозная экзальтация приводит сначала к идеализации, а потом — к критике. Есть и другая сторона религиозной экзальтации: мы же — преданные, не дай Бог сказать кому-то правду, это будет апарадхой! И здесь появляется трусость в отношениях, желание снять с себя ответственность. У меня есть проблемы во взаимоотношениях, но я думаю: «Пусть Кришна Сам с ним разбирается, а я буду молчать!» Но это тоже признак дешевого восприятия духовной жизни, сахаджии — не говорить того, что надо было бы сказать, что требует мужества, честности и непредвзятости в отношениях.

Е.С. Бхактиведанта Садху Свами