Свобода и доверие

Основой бхакти является свобода, и идущий этим путем тоже должен быть свободен. Никого нельзя заставить следовать бхакти угрозами и притеснениями, идти по этому пути можно лишь по собственной доброй воле. Лотос бхакти не растет на озере принуждения. Этот цветок растет только в водах свободы.

В «Бхагавад-гите» Господь Кришна наставляет Своего друга Арджуну. Он выдвигает много философских аргументов, опираясь на различные трансцендентные истины. Его доводы сильны и убедительны. Однако, завершив Свои наставления, Кришна представляет Арджуне свободу – свободу выбора, чтобы в сердце его могло произрасти бхакти. Кришна знает, что это необходимо. И поэтому произносит следующий стих:

Ити те джнанам акхйатам
Гухйад гухйатарам майа
Вимршйаитад ашешена
Йатхеччхаси татха куру

«Итак, я открыл тебе самое сокровенное знание. обдумай все как следует, а затем поступай, как пожелаешь» (Б.г. 18.63).

Шрила Прабхупада пишет в комментарии: «Употребленные здесь слова йатхеччхаси татха куру – «Поступай, как пожелаешь», свидетельствуют о том, что Бог не посягает на ту малую долю независимости, которой обладают живые существа. … Прежде чем вручить себя Господу, человек волен все как следует обдумать, опираясь на данный ему разум. Именно так лучше всего принимать указания Верховной Личности Бога».

Лучше всего принимать наставления Господа, сначала свободно обдумав, и лишь затем следовать его воле. Без свободы здесь не обойтись. Кришна не пытается заставить Арджуну совершать нужные действия или запугать его. Он не говорит: «Лучше делай то, что Я говорю, Арджуна. Я все же Верховный Господь. Если ты не покоришься, Я отправлю тебя в ад».

Это основополагающий момент. Сам Шрила Прабхупада всегда следовал этому принципу, и в комментарии к “Шримад-Бхагаватам” (1.6.37) он пишет: “Любое живое существо стремится обрести полную свободу, потому что такова его трансцендентная природа. Но свободы можно добиться только с помощью трансцендентного служения Господу. Обманутые внешней энергией, люди считают себя свободными, но на самом деле все мы связаны законами природы. Обусловленная душа не может свободно перемещаться из одного места в другое даже на Земле, не говоря уже о том, чтобы путешествовать с одной планеты на другую. Но такие абсолютно свободные души, как Нарада, всегда воспевающие славу Господа, могут беспрепятственно перемещаться не только по Земле, но и по всей вселенной, и по всему духовному миру. Можно представить себе, насколько безгранична свобода Нарады, практически равная свободе Самого Верховного Господа.

Никто не заставляет его путешествовать, и никто не в силах воспрепятствовать его свободному передвижению. Трансцендентная система преданного служения основана на той же свободе. Даже если человек тщательнейшим образом следует всем предписаниям, преданное служение может развиться в нем, а может и не развиться. Подобно этому, общение с преданными также свободно. Человеку может выпасть удача познакомиться с ними, но этого может и не произойти, какие бы усилия он к тому не прилагал. Таким образом, свобода является центральной осью во всех сферах преданного служения. Без свободы не может быть преданного служения. Если человек отдает свою свободу Господу, это не означает, что он становится целиком зависимым от Него. Предаться Господу через прозрачное посредство духовного учителя – значит обрести полную свободу».

Любопытно отметить, что Шрила Прабхупада использует слово «свобода» или «свободный» почти в каждом предложении этого комментария.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *