Не так важен достигнутый уровень, как неуклонное стремление к Кришне

Сбалансированная жизнь означает, что преданный серьёзен в следовании основным процессам бхакти-йоги, таким как шраванам, киртанам и другим, но также он стремится в своей повседневной жизни постоянно чувствовать присутствие Господа и посвящать Ему все свои дела. Находясь в таком сознании, преданный естественно становится внимательным к разным сторонам жизни других преданных. В этом случае он по-настоящему может заботиться о них, помогая им практически реализовать философию преданного служения.

Обсуждая эту тему, мы должны сказать, что бескорыстным должен быть не только слуга, но и заказчик (господин, гуру). Истинный гуру — тоже слуга своего слуги (даса анудасах). Если мы не знаем, как человек живёт, не знакомы с его семьёй, не знаем, как он содержит себя и близких, то как мы можем осуществлять наставничество, помочь ему понять практику сознания Кришны, которая, по идее, должна принести в его жизнь гармонию и прогресс? Индивидуалистическое понимание сознания Кришны ведёт к тому, что мы проповедуем человеку в отрыве от его семьи. Семья всегда настроена против этого, потому что она чувствует это неуважение к природе, т. е. осквернение гьяной. Так мы ставим человека перед выбором между желаниями гьяны и кармы: порвать связи с близкими и друзьями ради высокой идеи, либо сдаться им и снова начать вести жизнь «наслаждающегося» материалиста.

Не создавая культуру сат-санги, в которой преданный мог бы прогрессировать в своём понимании того, как любить близких и других людей в сознании Кришны и как одухотворять свои эмоции, мы тем самым подталкиваем его к этому тупиковому выбору. А этот выбор, в свою очередь, ведёт просто к смешиванию желаний кармы и гьяны: с одной стороны, человек признаёт философию и пытается повторять мантру, но при этом, с другой стороны, не особенно стремится следовать регулирующим принципам. Фактически, эта двойственность лишает преданного вкуса к жизни, делает его апатичным: вовсю радоваться материальным радостям он уже не может, поскольку у него мировоззрение преданного, а погружение в духовную жизнь его пугает, так как отказаться от желаний кармы он не готов (путь гьяны ведь не предназначен для большинства людей).

Как трансформировать свои желания в сфере духовных отношений (в сфере бхакти) его не учили, поэтому он становится подобным «разорванному облаку», выражаясь словами Арджуны. Вкус к жизни человеку даёт либо карма, либо гьяна, либо бхакти. Но «сидение на двух стульях» желаний кармы и гьяны ведёт только к деградации.

Фактически нашему Обществу требуется настоящая «Школа одухотворения чувств», без которой возвышение сознания до практики чистой бхакти-йоги так и останется заоблачной мечтой. Каждая группа духовного общения должна стать филиалом этой Школы.

Преданный в нашем Обществе получает обычно два типа наставлений. Лидер-демократ даст ему понять, что занятия сексом в семье не с целью рождения ребёнка вполне допустимо, а лидер-автократ может решительно призвать оставить семью, если вторая половина не предана Кришне. Недавно мы слышали, как один старший преданный прямо на лекции в храме призывал преданных поступать таким образом. Когда мы попросили у него объяснений, то он привёл нам в пример Шрилу Прабхупаду, который дал наставление одной своей ученице оставить мужа, сбившегося с пути преданности. Мы возразили: «Отец может сказать такое дочери, заботясь о её благополучии и будучи готовым принять её обратно в свой дом.

Шрила Прабхупада мог дать подобное наставление ученице, поскольку ей было куда идти: учитель мог поселить её на ферме, предоставить ей защиту. Вы готовы взять на себя такую же ответственность за людей, которым даёте аналогичные наставления?» В ответ мы услышали: «Меня это не касается. Я должен просто в неизменном виде передавать то, что говорил Прабхупада». Такова была его формальная идея. Часто мы проявляем равнодушие к реальной жизни человека, будучи привержены правилам и предписаниям ради самих правил и предписаний (нийамаграха). Приведённый выше пример хорошо иллюстрирует нарушение девятого принципа.

Какое же наставление предложит преданному лидер-хранитель?

Уходить ему из семьи или наслаждаться? В отличие от статичной природы гьяны и кармы, природа бхакти динамична, поэтому истинный наставник будет регулярно обсуждать и уточнять со своим подопечным творческую программу постепенного одухотворения его семейной жизни. Он поможет понять ему, что святость — это не столько достигнутый уровень, сколько неуклонное стремление к Кришне («Бхагавад-гита», 9.30).

Фрагмент из книги Е. С. Бхактиведанта Садху Свами «Формирование команды духовных лидеров»