Стоит ли говорить о Кришне?

Вопрос: Возможна такая ситуация, что лучше не говорить о Кришне, допустим, если люди настроены оскорбительно?

Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами: Мы можем не говорить о Кришне, как о Кришне. Мы не должны, безусловно, провоцировать людей на оскорбления, когда мы говорим, мы не должны провоцировать людей на оскорбления, это факт. Но с другой стороны… Я разговаривал с Аиндрой прабху во Вриндаване. И он большой, большой, большой сторонник, или как это сказать? Убежденный последователь харинамы, санкиртаны. И мы стали говорить о том нужно проводить киртан или не. Он стал говорить: «Ну что, вот люди не проводят, перестали, забыли. Юга-дхарма».. это юга-дхарма.

Я говорю: «Иногда, если мы проводим санкиртану, мы вызываем людей на оскорбления, люди начинают оскорблять и они говорят: «Вот, кришнаиты сумасшедшие» и еще что-то там такое». И он на это дал мне ответ, который меня поразил своей бескомпромиссностью, он сказал: «Ну и что? Результаты оскорблений временны, а благо, которое они получили оттого, что услышали имя Кришны, вечно. Они могут не понять и, да, и будут оскорблять, но это все пройдет. А благо, которое они получают, все равно вечно». Если у вас есть такая уверенность, то можно говорить кому угодно. А если нету, то лучше не говорить, но можно все равно говорить о Кришне как-то по-другому.

Поэтому сам Шрила Вьясадев он в первом стихе «Шримад-Бхагаватам» не говорит: кршнам парам дхимахи, он говорит сатйам парам дхимахи, чтоб показать, что «Шримад-Бхагаватам» не сектантская книга. «Шримад-Бхагаватам» говорит об Истине, об Абсолютной Истине. Да, мы знаем, что эту Истину зовут Кришна, так уж получилось (смех), ничего не поделаешь с этим. Некоторые люди они именно так это и воспринимают. Мне вчера тоже один юноша рассказывал, что он подошел к преданным, которые проводили харинаму, они пели «Кришна». Он спросил: «А кто такой Кришна?». Преданный, который был там, он ему ответил: «Кришна это Верховная Личность Бога». Он говорит: «С тех пор я понял, что Кришна это Верховная Личность Бога, и никто меня уже от этого не собьет с толку». Есть категория людей, которые, ну как-то, естественным образом это принимают. Им сказали, что Кришна – Бог, они говорят: «Ну, понятно, ясное дело, кто же еще, (смех) никого больше».

Но есть люди, которые в силу некой предубежденности могут не так легко и естественно это принимать, и им можно сказать сатйам парам дхимахи и, в конце концов, все равно рассказать о Кришне. Потому что мы можем очень много всего рассказывать людям, что будет непосредственно связано с Кришной. Если наше сознание связано с Кришной, все то, о чем мы будем говорить, будет связано с Кришной. Если наше сознание не связано с Кришной, то даже если мы будем о Кришне говорить, это все будет не понятно как.

Как сейчас к нам приезжал Шачинандана Махарадж в Москву и я слушал его и поражался, поражался эффекту, который производят его слова на людей. Стоит ему открыть рот, что б он ни сказал, и люди приходят в экстаз. Теперь, если просто записать эти слова на бумаге, то, в общем, ничего особенного нет. «My dear devotees» и у всех сердце таять начинает. Почему? Потому что за этим опыт стоит. Там в каждом слове, какой бы звук он ни произнес, за этим стоит опыт его связи с Кришной. Это результат его интенсивной практики духовной. Он очень интенсивно практикует мантру, связь с мантрой, очень искренне. Каждый год на один месяц в году он уезжает куда-то в неизвестное место, в глухое и там по много-много-много-много кругов каждый день повторяет. Вот. И поразительный эффект – стоит просто рот ему открыть, не важно о чем он говорит, все люди: «Махарадж, да, да, да, да». Все, не нужно убеждать, не нужно еще что-то говорить, просто оно само, человек ощущает это блаженство, которое он сам ощущает, через его слова. И не обязательно говорить непосредственно о Кришне, потому что все, что он говорит, связано с Кришной.