Старшинство: живая суть Сознания Кришны или очередная ловушка ума?

Вопрос: Такая проблема, по поводу смирения хотел бы, мое отношение.. я не терпим к критике, вот, и если младшие, не приемлю мнение, которое отличается от моего, вот и для меня смирение — это такое слово … в общем, тяжело это для меня дается. Я понятно объясняю? Но что с этим делать?

Е.С. Бхактиведанта Садху Свами: Все поняли, да.
Спасибо. Очень важная тема. Вы знаете, я очень сочувствую вам, и себе, и всем присутствующим по одной причине. Дело в том, что у нас, в нашей культуре, очень сильно подчеркивается значение старших. Это правильно, потому что старшие дают свое руководство. Но здесь есть ловушка. Дело в том, что старшим человек является не тогда, когда он считает себя старшим, а когда его принимают старшим. Вот в эту ловушку мы постоянно попадаем. Ловушка ума.

Если, допустим, у меня положение какое-то, например, я – лидер нама-хатты, то есть я уже старший, в силу того, что я – лидер. Но бывают ситуации, когда ты старший по факту и тебя принимают старшим. Человек, который находится рядом с нами, бессознательно попадает в ситуацию, забывает о том, что происходит, начинает, как говорится… «Остапа понесло».

Это бессознательная вещь. И, если я в этот момент включаю вот это умонастроение: «Я же старший, как он смеет со мной так разговаривать?», если эта штука включилась – это дисквалификация для меня. Я не должен думать «как он смеет так со мной разговаривать», это значит, я уже думаю, что я старший.

Поэтому, если такая ситуация происходит, вы должны понять, что эта душа, такая же, как и я, и этой душе сейчас плохо. Эта агрессия связанна… это не с нападением связано, а это связано с тем, что этому человеку сейчас плохо, он не понимает, что происходит, он запутался.

И тогда вы спокойно совершенно, в настроении слуги, вы просто начинаете человеку помогать. И как только человек получает от вас поддержку, а поддержку вы можете дать только когда «вачо вегам манасах…», то есть, когда у вас побуждение ума не включилось, что «я старший», — у вас есть квалификация помочь. Как друг, как равный.

И вот когда вы оказываете ему помощь, это человек, у него появляется мощнейшая самскара: «Вот на самом деле он старший для меня, потому что в этой ситуации он меня не осудил, он мне помог, то есть этот человек на духовном уровне находится». И тогда, он уже начинает реально принимать как старшего вас, а не потому что вы занимаете положение лидера нама-хатты, или президента, или еще кого-то, да?

Иначе говоря, вот эта суть наша, она заключается в том, что мы являемся друзьями, в равных отношениях находимся. Мы всегда должны исходить из позиции равенства. Потому что с духовной точки зрения он — душа, и я —душа, это главное. Мы — частички Кришны.

И, если видите, что у человека проблема, он забыл где находится, он забыл этикет и все остальное забыл, вам нужно просто помочь ему в этой ситуации соприкоснуться с реальностью, встать на ноги. И тогда вы действительно завоевываете свое положение старшего.

И оно становится реальным. Вот в этом заключается суть. А у нас вот эта ловушка срабатывает. Вот если я старше, вот это бывает в отношениях родители-дети, в отношениях между старшими и младшими в обществе, всё, у нас срабатывает этот стереотип: «А как он вообще смеет со мной так говорить?».

Это ловушка, вы попались в ловушку. Поэтому очень важно почувствовать вот эту вещь: эти живые существа — это мои братья и сестры в первую очередь. Это семья Кришны, и я должен относиться к ним в настроении служения. Служение не подразумевает, что я младший. Младший, старший, равный — это все определенные роли, которые мы играем в той или иной ситуации. Вот и все.

А как только мы начинаем обуславливаться вот этими вот упадхами, связанными с нашим внешним положением, это нас дисквалифицирует и у нас ничего не получается. Добавить что-то хотите?

Преданный: Вы сейчас сказали ключевую фразу, что настроение служения не подразумевает старший, младший.

Е.С. Бхактиведанта Садху Свами: Это абсолютная позиция жизни.

Преданный: А мы часто… вернее я. Я!

Е.С. Бхактиведанта Садху Свами: Да, спасибо большое за это.

Преданный: Служение – это позиция младшего. Ниже некуда.

Е.С. Бхактиведанта Садху Свами: Это заблуждение,

Е.С. Бхактиведанта Садху Свами: Спасибо.

Е.С. Бхакти Бхагаватамрита Кешава Свами: Чуть-чуть добавлю вот здесь. Когда такая ситуация возникает, живая, внутри группы, это всегда нарушает какую-то определенную зону комфорта, в том числе старшего. Как будто в нама-хатте появился источник какого-то возбуждения.

И у лидера есть побуждения. Как срабатывают эти побуждения? Побуждение первое, как-то своим шакти, как лидера, это задавить. Ну, например, он начинает давить: «Ты просто делай вот так, и все будет хорошо». И человек что в этот момент чувствует? Он захлопывается как-бы внутри и становится аморфным, то есть выключается.

Е.С. Бхактиведанта Садху Свами: Он делает шаг отчуждения, в сердце в своём. Может вы и правы в этой ситуации, но он всё равно перестает доверять. Интересный такой момент

Е.С. Бхакти Бхагаватамрита Кешава Свами: А другой вариант, сделать так. Вроде бы взять и так плавно, плавно, плавно увести на другую тему вообще. Он не цепляется за эту ситуацию, он начинает говорить о чем-то…раз, раз, раз… и уже все забыли о том, что это было. И человек опять же… тоже самое происходит с ним, и он выключается.

Е.С. Бхактиведанта Садху Свами: Иногда кто-то задает вопрос, а лектор пытается… Он просто игнорирует этот вопрос, а отвечает на какой-то другой вопрос. И всё, вроде как все должны принять это, а человек-то остался… И все соглашаются с этим, а он думает: «Я наверное дурак просто». Это тоже такой шаг к отчуждению. Конечно, если человек старший, действительно, он может это принять. Но когда разум не подтверждает то, что я должен делать… с точки зрения этикета накапливаются проблемы, со временем. Так что это опасные вещи. У нас ведь всё-таки буддхи-йога, йога разума.

Е.С. Бхакти Бхагаватамрита Кешава Свами: И вот интересный опыт, после этого. Если лидер «ведётся» на эти свои бессознательные побуждения и происходят эти ситуации, внешне, кажется, восстановилось, комфорт в этом. Но внутренне лидер будет чувствовать, как будто он после этой нама-хатты вагон угля разгрузил — такой опустошенный, какой-то разбитый, какая-то не удовлетворенность внутри, и чувство отсутствия контакта с преданными. И наоборот, когда происходит какой-то живой опыт — проявляется живая энергия, как мы говорим: «Кришна проявляется», ощущение соприкосновения с Духом. И все в этот момент, вся нама-хатта, возвышается и сближается, вот это ощущение единства происходит. Вот это задача лидера – достигать такого именно результата.