Способ обезьяны или кошки?

Однажды утром Прабхупада приехал в парк, вышел из «форда» и стал ждать, пока к нему присоединятся преданные, которые приехали на другой машине. Лилавати с маленькой Субхадрой, висевшей в рюкзачке у неё на спине, с трудом пыталась выбраться из машины, и, когда, наконец, ей это удалось, Прабхупада обернулся и, рассмеявшись, сказал:

— А, бремя любви!

— Да, Свамиджи, — ответила Лилавати, и Прабхупада с учениками зашагали по дороге.

— Ребенка можно носить двумя способами, — сказал Прабхупада, постукивая тростью по земле в ритм шагам. — Способ обезьяны и способ кошки. Знаешь об этом?

— Нет, Свамиджи, — ответила Лилавати.

— Какой способ, по-твоему, лучше? — спросил Прабхупада. — Способ обезьяны или кошки?

Но Лилавати не могла ни понять, ни представить себе, что он имеет в виду.

— Детёныш обезьяны забирается на спину матери и держится за неё, — продолжал Прабхупада. — Так он и путешествует. А кошка переносит своего котёнка в зубах. Ну, какой же способ лучше?

Лилавати по-прежнему не понимала, что лучше; оба примера казались ей очень сложными.

— Смотри, — сказал Прабхупада, — «обезьяныш» очень маленький и слабый, и держится на матери за счёт своей силы. А котёнок держится за счёт силы матери. Так чей же способ лучше?

— Кошки, — поняла, наконец, Лилавати.

— Точно, — сказал Прабхупада, — в этом разница между йогом и преданным. Йог пытается забраться на спину Абсолютной Истины, полагаясь на свою силу, но из-за слабости он упадёт. Преданный же взывает к Кришне, — произнеся слово «Кришна», Прабхупада поднял руки высоко вверх и посмотрел в ясное утреннее небо. — Преданный взывает к Кришне, и Кришна Сам его подымет.

Сатсварупа дас Госвами
«Прабхупада лиламрита»