Служение Господу — невероятно сложная наука

С самого начала такие вопросы, как «Кто такой Господь?», «Кто Его слуги?» часто сбивают с толку обусловленную душу.

Опьяненная гордостью, обусловленная душа всегда считает себя лучшей и потому стремится к выгоде, почестям и высокому положению в обществе. Однако воистину достойны славы лишь те, кто обладает искренним смирением и преданностью. Только они могут понять и совершать преданное служение Господу. Такие благочестивые души не стремятся удовлетворять свои чувства и не желают принимать поклонение от других. Те же, кто не занимается преданным служением и чьи сердца полны анартх, думают всегда лишь о получении удовольствий, принимая почитание от других как должное.

Желая освободить падшие обусловленные души от анартх, Верховный Господь и Его преданные во все времена проповедуют в мире славу Господа и утверждают юга-дхарму, религию века.

Время делится на четыре эпохи — Крита (Сатья), Двапара, Трета и Кали. Вначале, когда люди не ведали о двуличии и лицемерии, они медитировали на Верховного Господа в своем сердце. Поэтому первую эпоху называют Крита-юга. Затем, в Трета-югу, в качестве юга-дхармы было установлено поклонение Яджнешваре, Господу Вишну, повелителю жертвоприношений. Эта эпоха получила свое название потому, что три четверти религиозных принципов продолжали сохраняться в человеческом обществе. Когда же в мире осталось две четверти религиозной праведности (Двапара -юга), юга-дхармой было провозглашено храмовое поклонение Господу. Затем оставшиеся две четверти праведности постепенно уменьшались, пока к началу Кали-юги их осталось не более одной четверти. Но в Кали-югу даже эти остатки религиозности постепенно сходят на нет.

Именно поэтому в век Кали нет и не может быть никакого иного пути духовного развития, кроме совместного воспевания святых имен Бога (харинама-санкиртаны). Такова единственная юга-дхарма для нашего века.

В Кали-югу там, где нет харинама-киртана и хари-катхи, мы можем встретить храмовые церемонии, показные жертвоприношения или медитацию и памятование, но все эти практики основаны на уединенном поклонении Господу и в них нет проповеди. Поэтому Верховный Господь, Шри Кришна Чайтанья, утвердил превосходство нама-санкиртаны над тремя другими методами садханы, предназначенными для трех предыдущих эпох. Следует понимать, что те, кто не видит славы кришна-санкиртаны, просто никогда не слышали о величии чистого преданного служения Господу.

Е. С. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.
(из комментариев к «Чайтанья Бхагавате» Вриндавана даса Тхакура)