Сколько длится карма?

Мы знаем историю того, как Праджапати Дакша оскорбил Господа Шиву на своем жертвоприношении. Эта история описана в 4 Песне Шримад-Бхагаватам, и рассказывает как, в результате этого оскорбления, Сати, супруга Господа Шивы и дочь Дакши сожгла себя в огне медитации. После этого ссора приобрела еще более насильственный характер, вся арена жертвоприношения была осквернена, залита кровью и разрушена, голова Дакши отрублена. Когда все было закончено, по милости Господа Шивы Дакше приставили первую попавшуюся под руку голову, которой оказалась голова жертвенного животного, козла, так как голова самого Дакши была сожжена последовательями Шивы. Так закончилась эта ягья, взаимными проклятиями с обеих сторон, затем оживлением Дакши и его раскаянием перед Господом Шивой.

До этого, когда могущественный Дакша входил на арену жертвоприношения, он сиял, как бог Солнца, и все присутствующие там полубоги почтительно вставали и склонялись перед ним, но теперь Дакша был с головой козла, униженный и растоптанный своими собственными оскорбительными словами и поступками, продиктованными гордыней.

Ссора на Дакша-ягье произошла в самую первую манвантару в дне Брахмы, вманвантару Сваямбхувы Ману. Дакша был наказан Господом Шивой, но благодаря молитвам, которые Дакша вознес Господу Шиве, к нему вернулось его былое величие. Как утверждает Вишванатха Чакраварти Тхакура, далее, до 5-й манвантары включительно (5 манвантар подряд!!!) Дакша совершал суровые аскезы, а в начале 6-й манвантары (Чакшуша), Дакша, по благословению Господа Шивы, вновь обрел былое могущество.

Для более определенного понимания продолжительности влияния последствий оскорблений нам придется заняться подсчетами. Каждая манвантара = 71 дивья-юга(каждая дивья-юга состоит из 4 периодов: сатьи, треты, двапары и кали, которые вместе составляют 4,32 миллиона лет). Итак 4,32 миллиона лет (одна дивья-юга) х 71 (количество дивья-юг в манвантаре) = 306,72 миллиона лет, это продолжительность одной лишь манвантары. Частичное разрушение (огонь, потоп) происходит после каждой дивья-юги (цикла из 4 юг). Помимо того, частичное разрушение, пралаяпроисходит после каждой манвантары. Между манвантарами сандхья (период стыковки) длится столько, сколько длится Сатья-юга 1 728 000 лет.

Итак, Дакша медитировал 5 таких манвантар, то есть 1 миллиард 539 миллионов наших земных лет для того, чтобы обрести свое былое могущество и величие. Конечно, простым смертным не под силу медитировать и 5 минут, да и прожить более 100 лет не получится, что говорить о миллиардах лет жизни в медитации. Однако Дакша был сыном перворожденного Брахмы, великим прародителем существ во вселенной, праджапати, его продолжительность жизни и способность к медитации позволяли ему совершать такое подвижничество.

Следующее рождение Дакши, после обретения им былого могущества, описано в 6 Песне, 5 главе Шримад-Бхагаватам. На этот раз Дакша был отцом 10 000 сыновей, Харьяшвов, которые совершали аскезы в подготовке к семейной жизни. Нарада Муни, видя прилежание Харьяшвов, проповедовал им высший смысл жизни и обратил их на путь полного отречения.

Дакша, видя, что его 10 000 сыновей не вернутся домой, зачал еще 1 000 сыновей, которых звали Савалашвы, но Нарада Муни склонил их также последовать пути старших братьев.

Очень сильно разгневавшись, Дакша проклял Нараду Муни не иметь постоянного пристанища нигде во вселенной, что Нарада с благодарностью принял.

Ачарии, комментируя эту историю, говорят, что когда Дакша оскорбил Господа Шиву и позднее был прощен им, то, прося прощение, он не смог далее, в соответствии с предписанием шастры, завоевать своим служением благосклонность того, кого оскорбил, то есть Шивы. В результате этого, несмотря на то, что Господь Шива не помнил и не поминал Дакше его оскорблений, Дакша не смог освободиться от их последствий.

Как следствие, даже после проведения 5 манвантар в медитации и, казалось бы, обретения вновь небывалого могущества, Дакша, неся за собой этот шлейф кармы, был вновь вынужден оскорбить великого вайшнава, на этот раз Нараду Муни.

Остается задать себе вопрос: зачем залазить с другими в такие отношения, которые потом невозможно развязать на протяжении манвантар? Оскорбление вайшнавов сравнивается с оскорблением бешеного слона, вытаптывающего ростки преданности и вкуса к духовной жизни в сердце.

Считая преданных источником своих проблем, мы совершаем оскорбление, а оскорбляя, мы преграждаем себе путь к духовному (да и материальному) продвижению. Завязывая так туго узлы (хридая-грантхи) в своем сердце, мы, неспособные прощать, привязываем себя к материальному миру.

В связи с этим, очень важным правилом является следование этикету вайшнавов. Нам часто трудно понять кто прав, а кто виноват, в особенности если мы вовлечены в конфликт непосредственно. Под влиянием эмоций или гнева все может казаться окрашенным совершенно по-другому. Поэтому нужно поступать не просто на основе собственного понимания, но на основе следования этикету, представленному для нас в шастре.

Если нам трудно понять как применять этикет в своей жизни, то следует обратиться к духовному учителю за разъяснением и смиренно задавать вопросы по поводу того, как поступить в своей ситуации.

Ачьюта Прия прабху