Система шикша-гуру

— Также я слышал, что Махарадж говорил о системе кураторов. Но я до сих пор не знаю, действует ли эта система в России? Мне не совсем понятно, как выбрать себе куратора, чтобы он был представителем моего гуру. Это также означает, что такой преданный является для меня представителем Бога и я должен буду выполнять его наставления, и, в принципе, служить ему. Но суть проблемы в том, что я не чувствую, что кто-то хотел принять участие в моей духовной жизни. И в принципе это не материальная поддержка. Я хочу чувствовать, что любовь и забота идут по парампаре. Ниранджана Махарадж сказал на семинаре в Киеве, что не получив, мы не можем дать. Иногда я чувствую себя как отрубленная ветвь дерева, которая, не получая сока, медленно гниет и увядает. Хотя сказать честно, у меня иногда есть желание что-то сделать для гуру и Кришны, каким-то образом участвовать в их миссии.

Правильнее назвать эту систему системой шикша-гуру. Тогда становятся яснее ожидания и требуемый уровень людей, претендующих на это звание. Чтобы действительно исполнять эту роль в жизни другого человека, нужно быть в значительной степени свободным от эгоизма. По сути дела, гуру должен пожертвовать своей жизнью ради духовного благополучия других. Хотя жертва эта благодарная, пойти на нее отважится далеко не каждый. Нельзя ожидать, что такие люди появятся сами — их нужно воспитывать. А поскольку их нет или почти нет, можно сказать, что система не действует. Система хороша ровно настолько, насколько хороши люди, участвующие в ней.

В то же время, воспитать таких людей — основная задача нашей организации. Такие люди должны стать переносчиками животворного сока дерева Господа Чайтаньи. Иначе все будут чувствовать себя как отрубленные ветви. Да и все дерево, в конце концов, засохнет. Мне понадобилось много лет, чтобы понять это. Я даже не могу с полной уверенностью сказать, что до конца понял это, потому что понять — значит делать.

Сейчас я могу только извиниться за то, что таких людей у нас пока слишком мало — в какой-то степени это моя вина, — и пообещать, что сделаю все от меня зависящее, чтобы они стали появляться.

В этом случае Бхактисиддханта Сарасвати, у которого тоже было огромное количество учеников, старался утвердить и установить систему упадешеков, что в переводе с санскрита означает «наставник». У него было три уровня таких упадешеков: просто упадешека, маха-упадешека и маха-маха-упадешека. Обычные люди обращались к упадешекам (наставникам). Они собственно и заботились об их духовном росте на своем уровне, и отдельным преданным за их какие-то выдающиеся заслуги и все остальное присваивался титул упадешека. О самих упадешеках заботились маха-упадешеки, о маха-упадешеках заботились маха-маха-упадешеки, о маха-маха-упадешеках заботился сам Бхактисиддханта Сарасвати, а о нем заботился Сам Господь Кришна.

Все должны, так или иначе, иметь какое-то прикрытие, какую-то защиту, поэтому я думаю, что это неизбежная ситуация, когда какие-то функции наставничества передаются людям, получившим специальную подготовку. Тоже самое делает мой духовный учитель, Шрила Радханатх Махарадж. У него тоже есть наставники, у каждого из которых большое количество людей, и во многих случаях в каком-то смысле отношения между человеком и наставником могут быть ближе, чем отношения между человеком и духовным учителем, но, тем не менее, сама сила и сама духовная энергия передается по этой цепи таким образом.

Всегда твой слуга Радха говинда Даса