Система наставничества и добровольность

Отношения между подопечным и его духовным наставником должны сложиться сами собой, естественно, а не по приказу. Доказательство тому — любые попытки навязать кураторскую систему всегда наталкивались на сопротивление. Есть и другие проблемы.

Куратор должен быть подлинным духовным наставником не только по своему образу, но и по сути. Такому куратору преданные будут доверять. Все это основы, и говорить о них можно долго. В некоторых городах кураторы с успехом применяют этот принцип на деле, в других кураторская система формальна. Формальная система нам не нужна.

Наставникам нельзя занимать руководящие посты в храме. Это мое твердое убеждение. Они, конечно, могут быть менеджерами, но не имеют права злоупотреблять этим положением в отношениях с подопечными. Руководители храма должны доверять кураторам несмотря на то, что те не имеют отношения к управлению храмом. Их отношения должны быть гармоничными.

Я замечал в некоторых храмах, что президенты стараются назначать кураторами преданных, которые во всем их слушаются. Но это палка о двух концах, потому что преданные, имеющие разногласия с руководством, таким наставникам доверять не будут. Лучше, если в храме есть также кураторы, которые не имеют никакого отношения к управлению храма, мыслят независимо, но соответствуют требованиям, предъявляемым к наставникам, о которых мы все время говорим. Доверие в отношениях необходимо, без него кураторская система не будет иметь смысла — одну видимость.

Кураторская система успешно развивается в тех храмах, где кураторы глубоко осознали, в чем заключаются их обязанности, являются образцом для других и установили со своими подопечными подлинные, искренние отношения на основе проповеди и благодаря личному примеру. Роль куратора для таких преданных естественна потому, что соответствующие отношения с подопечными уже сложились. И наоборот — навязанные или формальные кураторы успеха не добиваются по причинам, которые понять нетрудно.

Главная цель кураторской системы — научить преданных взаимному доверию. Невозможно «назначить» духовный авторитет — Движение Господа Чайтаньи подразумевает добровольность — собственное, никем не навязанное, желание ввериться заботам другого преданного. Когда человек принимает такое решение самостоятельно, он ответственнее относится к советам своего куратора, потому что доверяет ему.

Второе условие заключается в том, чтобы тот преданный, который играет роль старшего, показывал хороший пример, был заботливым, не стремился к почету и тем более не требовал его, не использовал свое положение куратора для того, чтобы управлять другими. Его первейшая цель — помогать своим подопечным. Очень важно, чтобы куратор выполнял свое служение бескорыстно, не ожидая ничего взамен. Если преданный не в состоянии выполнить это условие, он не годится на роль куратора. Чтобы добровольное проповедническое Движение, в котором преданные бескорыстно служат, могло развиваться, необходимо доверие. Поэтому старший обязан строить отношения с подопечным на желании помогать ему в духовной жизни — никаких других намерений у него не должно быть.

Из всего сказанного выше следует, что кураторскую систему нельзя внедрить силой. Преданный, взявший на себя служение куратора, обязан удовлетворять соответствующим требованиям: во-первых, подавать достойный подражания пример, во-вторых, помогать подопечным, проповедуя им. Мы не можем требовать, чтобы кураторов назначали руководители храма, потому что, к сожалению, преданные отнюдь не всегда доверяют последним. Если преданный не доверяет руководителям, то назначенному ими куратору тоже доверять не будет. Кураторская система в этом случае превратится в формальность, и таковыми же будут отношения внутри нее.

Нетрудно понять, что к назначенному куратору подопечные тоже могут относиться корыстно. Поскольку им нужна рекомендация для посвящения, они стремятся поддерживать с таким «назначенным» куратором достаточно хорошие отношения, чтобы получить желаемое, и надеются облегченно вздохнуть, когда отпадет необходимость эту связь поддерживать. От таких отношений нет никакого толку, они практически бесполезны. Поверьте мне, я в состоянии распознать эту фальшь. Нужно быть слепым, чтобы ее не заметить. Я мирюсь с этим явлением, но хочу, чтобы вы знали: оно не имеет ничего общего с той кураторской системой, которую я хочу установить.

Е.С. Шрила Ниранджана Свами «Забота о преданных»



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *