Шрила Сарасвати Тхакур о благотворительности

Шрила Сарасвати Тхакур критиковал взгляды своих учеников, которые считали ниже своего достоинства «трансцендентных вайшнавов», заниматься благотворительностью, считая ее продолжением кармической деятельности.

Он говорил: «Такое настроение домохозяев — это скаредность и безжалостность, отсутствие сострадания к чужой беде. При таком отношении сердце становится грубым и скупым и, в результате, человек уже не хочет тратить деньги даже на служение Вишну, хотя это уж в его собственных интересах. Так происходит оскорбление в служении (сева-апарадха).

Чтобы избежать этих лицемерных, греховных рассуждений, Шри Гаурасундара в Своих играх всегда помогал низким, обездоленным людям. Даже заработанное можно получить только по милости Кришны. Раздавать бедным людям некоторую часть своего имущества — это не разбазаривание, а напротив, правильное использование богатства!

Распространять милость (прасад) — это непреложная обязанность вайшнавов — домохозяев. Хотя нищета бедняков является следствием их собственной кармы…, все же и они дети Бога. Так что оказывать им помощь — долг благополучных людей. Но вот считать их «Нараяной» — это слепота и ужасное духовное оскорбление!» (Из книги Рупа Виласы Прабху «Лучь Вишну»)

— «Есть четыре способа служения Господу, четыре ворота через которые Кришна принимает служение преданного: Первый — служение Божеству и Его изображениям. Второй- служение Кришне в форме Шри Гуру, третий — служение Кришне в форме слепых, обездоленных нуждающихся людей. И четвертый — в форме ребенка. Через последние три Кришна очень наслаждается и удовлетворяется любовными дарами преданных. Таким образом, нужно знать, что Господу необходимо поклоняться, служа Шри Гуру, гостям и детям». (Маханидхи Махарадж.Семинар по Гуру Таттве.)

В связи с этой цитатой у меня возник вопрос: как правильно относиться к последним двум вратам? Как я понимаю, традиционный взгляд, бытующий в обществе преданных, таков, что служение обездоленным и детям — нечто мирское. Подобно тому, как мы служим собственному телу, то есть мы делаем это из чувства долга, не рассматривая это как способ удовлетворить Кришну. Огромное спасибо.

К сожалению, этот «нетрадиционный» для ведической культуры взгляд, все еще «традиционен» в нашем обществе. Наклеивая ярлык «мирское» на такие благочестивые поступки, как служение детям, помощь обездоленным и нуждающимся людям, преданные незаметно для себя (но очень заметно для обычных, видящих нас со стороны, людей) становятся черствыми, фанатичными, безразличными к проблемам пожилых людей, женщин, детей и, в конце концов, к проблемам брахманов и старших вайшнавов в нашем же обществе.

В книге Хари Виласы Прабху «Лучь Вишну» описан такой интересный эпизод, когда увидев нищего попрошайку, один из учеников Шрилы Бхактиссидханты Сарасвати скривился и отказался дать ему пожертвование. Шрила Бхактисидханта Сарасвати отчитал своего ученика и сказал ему, что если грихастхи не будут помогать нищим и обездоленным, их сердца постепенно очерствеют и, со временем, они начнут жадничать, перестав вообще жертвовать Божествам и своему Гуру.

Несомненно, подобно тому, как Кришна описывает это в 17 главе Бхагавад Гиты, подаяние необходимо совершать достойным личностям, в подобающее время, в правильном бескорыстном настроении, в гуне благости — другими словами осознанно, в знании. В наше время иногда трудно отличить профессионального попрошайку, от действительно нуждающейся, нищей бабушки — пенсионерки и.т.д.

Все же, встречая по-настоящему нищих обездоленных людей, не следует ими брезговать и поворачиваться к ним спиной. Применяя разум и сердце, оценивая место, время и обстоятельства, мы можем им помогать либо деньгами, либо едой, одеждой, теплым отношением или просто добрым словом. В конце концов, для многих из нас, домохозяев, подобное отношение и помощь составляет часть нашей грихастха-дхармы. Соблюдение дхармы всегда приводит к очищению сердца и к знанию.

Шрила Бхактивинод Тхакур пишет в Шри Чайтанья Шикшамрите, что по отношению к основным ангам бхакти благочестивая деятельность и помощь обездоленным носит второстепенный характер, тем не менее, подобные поступки могут служить средством совершенствования для душ, погрязших в материи.

Помощь нуждающимся бывает двух видов: помощь в избавлении от страданий и содействие развитию других людей. По мере своих сил человек должен помогать другим, независимо от того, относятся они к числу его родственников или нет. Не мы одни сталкиваемся с трудностями в жизни, они также выпадают на долю других. И когда человек оказывается в трудной ситуации, он обычно рассчитывает на помощь окружающих. Вот почему к чужому горю нужно относиться, как своему собственному.

Мы должны стараться облегчить страдания других, даже если для этого нам придется поступиться собственными интересами. Эти страдания могут быть связаны с телом, умом, общественной жизнью или духовным развитием. К мучениям, причиняемым телом, относятся болезни и голод. Беспокойства, доставляемые умом, — это тревога, зависть, скорбь и страх. Горести, связанные с жизнью людей и их положением в обществе, — это неспособность прокормить семью, дать образование детям, женить их или выдать замуж. Кроме того, сюда же относят отсутствие денег на кремацию. А к духовным бедам причисляют маловерие, безбожие и склонность к греху. Но мало просто помогать людям избавиться от страданий, нужно также заботиться о возвышении людей. Мы должны способствовать материальному, интеллектуальному, социальному и духовному развитию других, помогая им деньгами, делами, словами и привлекая к этому их родственников. (Шрила Бхактивинод Тхакур. Шри Чайтанья Шикшамрита 2.2. Благочестивая деятельность)

Также, в одном из комментариев к Веданта сутре (Vedanta.1:4:4. Adhkarana sutra 4), Шрила Баладева Видьябхушана писал, что ведические ритуалы (в том числе уход за своим телом) и благотворительность остаются мирскими и, как результат, наделяют материальными благами лишь в том случае, когда совершающий их преисполнен материальных мотивов. Но если совершающий их не мотивирован материально, он не получает материальных результатов. Скорее наоборот — он очищает свое сердце и обретает духовное знание.

Соответственно, если мотивом нашего служения детям, старикам, слепым и обездоленным людям, будет не просто чувство долга, а желание удовлетворить Кришну, видя Его в них, Он, как писал Маханидхи Махарадж, будет удовлетворен любовными дарами Своего преданного, и благословит его даром чистого преданного служения.

Всегда Ваш слуга Радха Говинда Даса



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *